В Москве состоялась третья Международная конференция «Исследования волонтерства: направления, междисциплинарный контекст, формирование профессионального сообщества, перспективы международной интеграции». Это международный форум, организованный Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ «Высшая школа экономики». Авторы проекта создали площадку для обсуждения процессов, которые характеризуют развитие волонтерства в России и мире.
Одна из секций была посвящена истории волонтерства в России. Эксперты проследили путь развития добровольческих организаций с середины XIX века вплоть до развала Советского Союза.
Первые добровольческие объединения России
Первые добровольческие организации в современном понимании возникли в Российской империи в середине XIX века.
«В начале 1870-х годов сформировалось волонтерское движение по защите прав животных, были созданы Московское общество по защите животных и Российское общество по борьбе за права животных. Обязанности добровольцев были прописаны в уставе.
Волонтеры должны были следить за тем, как извозчики обращаются с лошадьми, не нарушают ли они правила движения.
В отчетах писали, что благодаря добровольным активистам многие градоначальники вносили полезные изменения в действующие правила», — рассказала кандидат исторических наук, доцент Российского экономического университета им. Плеханова Наталья Горлова.
Часто помощь волонтеров носила вполне реальный характер. Например, после того как один доброволец в Курске заметил жестокость при ловле собак, власти стали пристальнее следить за этим и использовать более гуманные методы.
День белого цветка как первое событийное волонтерство
В начале XX века стало формироваться событийное волонтерство. Годом рождения можно считать 1910-й, когда Российская лига по борьбе с туберкулезом начала проводить так называемые цветочные акции. Прохожим предлагали купить букетик белых цветов. Вырученные средства направляли на открытие амбулаторий, попечительств и первых санаториев. Впоследствии эти дни получили название «День белого цветка» или «День белой ромашки».
«Лига создавала целую подготовительную организацию к предстоящему благотворительному сбору, несколько комиссий прорабатывали вопрос работы с добровольной общественностью и определяли фронт работ. Одни добровольцы изготавливали цветки, другие — в основном женщины – выступали в качестве сборщиц денег, распространяя цветки на определенных участках города», — говорит Горлова.
Подобные акции проходили во многих городах Империи. Фиксированной цены на букеты не было — каждый давал, сколько может. Жертвователям, которые давали больше пяти рублей, дарили памятный значок.
Часто волонтеров на улицах было очень много. К вечеру даже коляски извозчиков украшали белыми цветами.
«Отчет о собранных пожертвованиях и их использовании печатали в газетах. Роль добровольцев подчеркивалась особо. Организаторы даже прикладывали поименный список всех, кто помогал провести акцию», — отметила Наталья.
Как обстояло дело в провинции
Волонтерство приобрело организованный характер во второй половине XIX века: не только в столицах, но и в провинции. Там стали массово возникать общественные неполитические организации в самых разных сферах.
«Наиболее ярко добровольная инициатива проявила себя именно в благотворительных организациях. На территории Рязанской губернии с конца XIX века до начала Первой мировой войны действовало от 14 до 24 филантропических объединений. В каждом уезде было свое общество. В Касимовском уезде, где были сильны мусульманские традиции, даже открыли благотворительное мусульманское общество», — рассказала кандидат исторических наук, сотрудница Областной государственной телевизионной и радиовещательной компании «Край Рязанский» Ольга Сафонова.
Старейшим в Рязанской губернии было благотворительное общество, открытое в 1864 году.
Также существовали Общество взаимопомощи женщинам и Дамский благотворительный кружок.
Многие организации были ориентированы на помощь определенным категориям нуждающихся. Меценаты открывали богадельни для стариков, приюты для детей, собирали деньги на оплату обучения малоимущих граждан.
«Количество участников таких обществ редко превышало тысячу человек. Решения принимались на общих собраниях, во главе стояло выборное правление – от 10 до 15 человек. Учредителями мнений были в основном представители интеллигенции. Особую роль играли дворяне и купцы, которые часто выступали как меценаты», — сообщила Сафонова.
По мнению Сафоновой, можно выделить основные тенденции развития добровольческих движений в российской провинции: четкий сословный характер (в работе обществ принимали участие люди разных чинов и званий), активное участие женщин, соединение западного опыта с национальными традициями филантропии, взаимопомощь внутри региона и одновременное членство добровольцев в разных организациях.
Добровольчество в советский период
С установлением советской власти в России деятельность общественных организаций попала под контроль властей.
В 1925 году приняли положение «О порядке утверждения уставов и регистрации обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли и распространяющих свою деятельность на территорию всего Союза ССР, и о надзоре за ними». Согласно этому документу, проекты уставов общесоюзных организаций должны были представляться на утверждение в Совет народных комиссаров СССР, обсуждаться и регистрироваться в республиканских органах», — рассказала доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института проблем эффективного государства и гражданского общества Финансового университета Марина Галас.
Обсуждая положение, сами наркоматы отмечали, что документ сильно затруднит появление новых общественных организаций. Они даже предлагали отказаться от некоторых пунктов. Один, например, гласил, что в создании общества может быть отказано, если уже существует аналогичное. Однако эти возражения не приняли.
«Конституция 1977 года запустила новую волну развития добровольчества. Хотя приоритет Компартии как центра и ядра развития общественных организаций был по-прежнему неоспорим», — отметила Галас.
В 90-е годы приняли закон СССР «Об общественных объединениях». В нем было четко прописано, что роль государства сводится к минимуму.
«Возник прецедент, когда общественные организации впервые не должны были проходить официальную регистрацию», — рассказала Марина Галас.