Часто выпускнику детского дома сложно определиться, в какое учебное заведение поступать и на кого учиться. Даже если он уже стал студентом, это не значит, что он выбрал подходящую ему профессию.
Например, подросток мечтает стать кинологом, потому что кинологом был его дедушка. Но потом с трудом закрывает сессию, потому что его ожидания не оправдались, и решает пойти учиться на ветеринара, рассказала о подопечном благотворительного фонда «Арифметика добра» Юлия Трофина, руководитель программы онлайн-образования для детей-сирот «Шанс».
По словам эксперта, определиться с профессией должны помогать наставники, педагоги и специальные программы. Например, программы онлайн-образования для детей-сирот «Шанс» фонда «Арифметика добра» включают не только онлайн-уроки, но и мотивационные тренинги.
«Программа тренингов специально разработана для определения ребенком себя, своего места в жизни и своей профессии, — говорит Юлия Трофина. — Кроме того, каждый менеджер программы индивидуально сопровождает ребенка и в том числе обсуждает с ним вопрос о будущей специальности. Одна девочка хочет стать военным журналистом, другой ребенок видит себя геронтологом, третий интересуется профессией патологоанатома. Часто им не с кем пообщаться, чтобы узнать о тонкостях профессии. Поэтому мы решили приглашать разных специалистов поделиться с детьми своим опытом».
Профессионалы рассказывают детям, как и где они учились, как работают сейчас, как достичь успеха в любимом деле. Все встречи проходят онлайн на портале «Шанс», с каждым ребенком специалист общается индивидуально. Дети спрашивают наставников обо всех сторонах самостоятельной жизни. От того, как распределить бюджет, до того, как одеться на собеседование.

Благодаря таким тренингам выпускник Красноярского детского дома Азат смог поступить в Красноярский колледж сферы услуг и предпринимательства на специальность «мастер общественных работ». Он занимался в программе «Шанс» около 1,5 лет. Сейчас Азат учится на втором курсе.
«Я не сильно умел находить общий язык с другими людьми, психологи и тренеры помогли мне это исправить. Я узнал, как правильно распределять финансы. Взрослая жизнь для меня не стала шоком. Трудности, конечно, тоже есть, но мне помогают мои близкие: друзья, опекун, сотрудники фонда», — говорит Азат.
Выпускница московского Центра содействия семейному воспитанию «Наш дом» Настя смогла устроиться на работу на чулочно-носочную фабрику «АКОС ТЭКС». Изучить условия работы и принять решение ей помогла руководитель программы «Компас» Анастасия Сорокина. Вместе с Настей они ходили на собеседование, изучали маршрут до работы (фабрика находится в Подмосковье, в Старой Купавне). Настя заключила ученический договор на три месяца, затем сдала экзамен и прошла аттестацию.
«Я получаю зарплату и могу сама распоряжаться своими деньгами», — говорит Настя.
На самом производстве ей помогал индивидуальный наставник — так она смогла освоиться в коллективе и поверить в свои силы. На предприятии она работает уже год, сейчас занимается подбором чулочно-носочных изделий.

Среди выпускников детских домов есть и те, кто хочет сразу стать бизнесменом.
«Когда ребенок выходит из детского дома, как правило, на его личном счету накапливается приличная сумма (по разным оценкам, от 500 тыс. до 2 млн рублей). И они думают, что сразу станут успешными бизнесменами. Очень важно трезво и скрупулезно проработать этот вопрос. Если сразу говорить, что бизнес – это риски, то подросток тебя вряд ли услышит. Тренеры предлагают им разработать бизнес-план, спрашивают про налоги. И вот тут ребенок понимает, что все не так просто, как кажется», — поясняет эксперт.

Даже после того, как подросток вступает в новую жизнь, он может продолжить посещать мотивационные тренинги. Тренеры-психологи для каждой группы дорабатывают программу, упражнения, задания по потребностям участников.
«Выпускникам мы даем не только общие темы и задания, но и прорабатываем индивидуально их кейсы. Они приходят уже со своими историями. В частности, разбирали тему про пособия, стипендию, как потратить деньги, что такое вещи первой необходимости, а что — нет. Ребята делились друг с другом, какие скидки есть в магазинах, как сэкономить бюджет. Индивидуально по запросу выпускников работает юрист. Самая острая проблема — это решение квартирного вопроса», — говорит Трофина.
