Кроме волонтеров и подопечных «Открытой среды» в дискуссии участвовали сотрудники и волонтеры центра «Дети-лучики», журналисты, представители бизнеса.
Соорганизатор проекта «Открытая среда» психолог Елена Пастух рассказала о ключевых ошибках при сборе средств на лечение в интернете. Одно из главных правил – качественное, позитивное фото ребенка без «водяных знаков», то есть пущенных поверх снимка надписей «Срочный сбор», адреса группы в соцсетях или номера банковской карты. Сбор должен быть личным, а не вирусным: разместивший сообщение о нем в своих аккаунтах человек лично знает благотворительную организацию и упоминает об этом, что повышает доверие к сбору у всех, кто читает сообщение.
«Еще одно требование – указывать, на что именно собираются средства, а не отделываться общими фразами. Сами сталкивались с объявлениями типа «срочный сбор — рак», но когда попросили документы, оказалось, что выявлена доброкачественная опухоль, которая лечится по квоте, и непонятно на что шел сбор, — рассказывает АСИ соорганизатор «Открытой среды» Анна Сметана. – Причем так поступают не только мошенники, но и обычные люди, впервые столкнувшиеся со страшным диагнозом и не знающие, как правильно поступить».
Директор кафе-маркета «Хорошая среда» Кристина Ловлина рассказала о том, каким должен быть сайт благотворительной организации. Конечно, фонду лучше иметь свой узнаваемый стиль. В качестве удачного примера спикер назвала фонд «Выход». Стиль делает сайт более привлекательным и внушает доверие тем, кто хочет помочь или только интересуется благотворительностью. При этом в Краснодарском крае сайты большинства НКО выглядят устаревшими: мигающие картинки из 2000-х, скачанные из интернета фотографии и неудобная верстка. В то же время многие дизайнерские студии сегодня интересуются благотворительностью и с готовностью откликнутся на предложение о сотрудничестве.
Анна Сметана рассказала и о том, как рядовым жертвователям не попасться на уловки мошенников. О том, что не стоит жертвовать в боксы непонятным волонтерам на улицах, сегодня знают уже многие, но подобная схема продолжает действовать, в том числе и Краснодаре.
«Но мошенников можно встретить и в интернете. Поэтому заходя на сайт благотворительного фонда, нужно обратить внимание на наличие устава, ежегодных отчетов о поступлении и расходовании средств. Деньги должны перечисляться не на личную карту учредителя, а на расчетный счет, — отметила соорганизатор «Открытой среды». – Обращаясь к представителям бизнеса, я рассказала о том, как для фондов важно получать не разовую, а системную помощь».
Многие благотворительные фонды сегодня предлагают жертвователям вносить не сразу большую сумму, а делать небольшие ежемесячные платежи, которые позволят организации стабильно работать, понимая, на какую примерно сумму можно будет рассчитывать в следующем месяце.
«Это как фриланс и постоянная работа. Фрилансер может за месяц заработать несколько окладов, а может и на мели оказаться. Регулярные платежи помогают организации работать системно и планомерно, и оказывать подопечным регулярную помощь, — подытожила Анна Сметана. – Для самого же благотворителя мотивацией может стать то, что он помогает не одному ребенку, а десяткам конкретных детей, состоящих на попечении фонда».