26 июля 2013 года с просьбой о помощи к правозащитникам обратилась гражданская жена Сергея Никонорова Ирина Балашова. Она рассказала, как сотрудники колонии-поселения №11 во главе со своим начальником Филюсом Хусаиновым постоянно избивали Сергея и угрожали изнасилованием, сообщает Комитет против пыток.
Не выдержав давления, Никоноров пожаловался в Следственный комитет и прокуратуру на то, что его используют в качестве раба, заставляют работать на разных стройках, в том числе на даче Хусаинова.
4 мая 2016 года Филюс Хусаинов был признан виновным по статье «Превышение должностных полномочий, совершенное с применением насилия и оружия», и приговорен к трем годам лишения свободы в колонии общего режима. Также он не мог занимать государственные должности в течение двух лет.
Позже юрист Комитета против пыток Альбина Мударисова потребовала компенсацию от Федеральной службы исполнения наказания РФ. По мнению юриста, за моральный вред и в качестве возмещения убытков ведомство должно выплатить Сергею Никонорову 850 тыс. рублей.
22 марта 2017 года Центральный районный суд Оренбурга частично удовлетворил требования, но сумма компенсации морального вреда составляла 75 тыс. рублей. В возмещении убытков суд отказал. Защита не согласилась с таким решением суда, и юрист обратилась в Оренбургский областной суд, где оставили решение без изменений. Правозащитники считают, что компенсация должна быть гораздо выше, 75 тыс. рублей не соответствуют тяжести причиненного вреда, поэтому они обратились с иском в Европейский суд по правам человека.
«Мы вынуждены подавать жалобу в ЕСПЧ из-за того, что отечественное правосудие не достигло своих целей, – комментирует юрист Комитета против пыток Тимур Рахматулин. – Мы считаем, что мизерная компенсация, присужденная Сергею Никонорову, до сих пор сохраняет за ним статус жертвы преступления, поскольку государство не в полной мере ответило перед своим гражданином за нарушение его прав».