Программа «Борьба с онкологическими заболеваниями» появилась в Туле сразу после того, как председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев посетил в Москве онкологический центр Московского онкодиспансера и напомнил о существовании федерального проекта программы онкопомощи.
На встрече с губернатором Тульской области региональный министр здравоохранения Андрей Третьяков сообщил, что ежегодно на территории области регистрируется более 6 тыс. случаев злокачественных новообразований. Он привел данные Минздрава, согласно которым в 2017 году было выявлено 7 224 случая онкологии, в 2016-м – 6 883. По словам министра, активная выявляемость случаев онкозаболеваний выросла с 17,5 до 22%, а ранняя диагностика повысилась с 51,8 до 54,6%. За пять месяцев 2018 года рост смертности от злокачественных новообразований был меньше, чем по РФ, и составил 2,3%.
По показателю «одногодичной летальности больных злокачественными новообразованиями» (умерли в течение первого года с момента установления диагноза) Тульская область стала лидером по ЦФО и по России (29,2%). В России этот показатель — 22,5%, а в ЦФО – 20,8%.
Самая острая онкологическая проблема в этом регионе — рак легких. В первый год после постановки такого диагноза умирает 63,3% туляков. Доля больных со злокачественными новообразованиями разного возраста в Тульской области — 26,2%, в ЦФО – 26,5%.
Тульский Минздрав предлагает сосредоточиться на раннем выявлении онкологических заболеваний. Для этого будут приняты следующие меры:
- В 2019 году в Туле, Новомосковске, Щекино, Алексине и Ефремове будут открыты амбулаторные онкоцентры.
- В сентябре 2018 года на базе диагностического центра при Тульской областной больнице будет открыт региональный маммологический центр для раннего выявления у женщин рака груди.
- Будут выделены дополнительные средства на препараты, используемые для лечения онкологии. При этом радиологическое лечение будет осуществляться на базе Тульской областной больницы.
- С осени будет запущен проект «Онкопатруль71». Две машины с онкологами и диагностическим оборудованием по графику будут посещать районные центры и принимать больных с подозрениями на онкозаболевания.
Проект программы «Борьба с онкологическими заболеваниями» отправлен на утверждение в Правительство РФ.
«Я не понимаю этих «кружев» цифр. Улучшается ситуация с ранним выявлением онкозаболеваний в Тульской области или нет? — рассказал АСИ журналист Алексей Волков. — С одной стороны, выявляемость случаев онкозаболеваний выросла с 17,5 до 22%, а ранняя диагностика повысилась с 51,8 до 54,6%. С другой стороны, по «одногодичной летальности больных злокачественными новообразованиями» Тульская область стала лидером по ЦФО и по России. То есть вроде «все хорошо», подросла ранняя выявляемость рака. Но в целом-то – катастрофа?
И что предлагает Минздрав? Вместо создания регионального центра по выявлению онкозаболеваний легких (главный бич региона) – маммологический центр. Почему? Вместо увеличения количества онкологов и их материального стимулирования – разовые выезды онкопатруля в районы области. И еще проблема кадров. Где они возьмут столько онкологов, чтобы открыть пять онкодиспансеров? Если сегодня запись к онкологу – уже проблема. Все это представляется слишком авантюрным».
По словам представителя тульского отделения организации «Юристы за права и достойную жизнь человека» Владимира Белова, программа Минздрава и новые правила приема врачей-специалистов Тульской области (которые вступили в силу с 1 августа 2018 года) противоречат друг другу.
«Программа говорит о доступности медицинской помощи при онкозаболеваниях, о профилактике, выездных онкопатрулях, а новый порядок записи к врачам-онкологам усложняет запись к этим специалистам. Это касается рака легких, — объясняет Владимир Белов. —
Вроде бы министр сказал, что рак легких – это наиболее часто встречающийся вид рака в Тульской области, но пульмонологи, как и онкологи, переведены во «вторую категорию доступности для записи». Записаться к ним через сайт госуслуг, терминал в поликлинике или по телефону нельзя. Только через участкового врача. Или если больной уже стоит на учете у онколога или пульмонолога. То есть когда время для выявления болезни уже упущено. Таким образом, чиновникам областного Минздрава надо определиться: они борются за доступность онкопомощи или, наоборот, за ее «недоступность» и принимаемая программа — только «красивый и ничего не значащий документ».
Подписывайтесь на канал АСИ в «Яндекс.Дзен».