«Известия» привели официальные данные о том, что за последние пять лет количество сирот в России сократилось в полтора раза. Сейчас в банке данных, который ведет Министерство просвещения, осталось 47,8 тыс. анкет. В 2013 году в банке было 68,8 тыс. детей, а в 2008 году — 115,6 тыс. Как пояснил в интервью изданию член Совета по вопросам защиты прав и законных интересов детей-сирот при министерстве Армен Попов, теперь число детей, которых берут в семьи, превышает количество тех, кого отправляют в детские дома. Сейчас в стране около 180 тыс. приемных родителей и усыновителей и еще примерно столько же кровных опекунов.
«Первое, что важно уточнить: сократился федеральный банк данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. Это официальные цифры, учитывающие число детей, которым присвоен соответствующий статус, — прокомментировала АСИ директор благотворительного фонда «Измени одну жизнь» Яна Леонова. — И совсем другое дело, когда мы говорим о детях, которым еще не присвоен статус, и о детях, которых за руку привели родители в соответствующую организацию. Они написали заявление о том, что находятся в сложных жизненных обстоятельствах, и оставили ребенка, временно, не навсегда».
По словам директора фонда, к сожалению, заявление можно повторить и ребенка не навещать. В некоторых субъектах говорят о 60-80% так называемых детей по заявлению, которые находятся в государственных организациях. Информация о таких детях не попадает в официальный банк данных, но по факту они остались без попечения и заботы родителей.
Среди причин, почему семьи берут приемных детей, в статье называются достаточно высокие (в Москве — до 30 тыс. рублей в месяц) социальные выплаты.
«Упомянутые максимальные выплаты полагаются приемным семьям, которые взяли детей с инвалидностью. Я не уверена, что этих денег достаточно для необходимых реабилитационных и медицинских действий, — подчеркнула Яна Леонова. — Финансовая форма поддержки приемных семей — это решение государства, а не семей. Любой сотрудник любого органа опеки и попечительства подтвердит, что в системе госорганизаций для детей-сирот находятся дети с особыми потребностями и нуждами. Существующая, к примеру, медицинская инфраструктура, очевидно, не отвечает потребностям этих детей и их новых семей. А реабилитировать детей надо, «подтягивать» по учебе надо, лечить запущенные в детских домах заболевания тоже надо».
Большинство экспертов сходятся во мнении, что в России необходимо построить систему сопровождения опекунов и усыновителей.
«Мы общаемся с большим количеством опекунов и усыновителей, с их стороны огромный запрос на эту помощь. Помимо этого, сами родители просят о возможности получать психологическую помощь для себя и для своих детей. Это действительно очень большой труд — растить детей, особенно тех, кто так много пережил», — заключила директор фонда, добавив, что благодаря НКО в нашей стране работают школы приемных родителей, службы сопровождения, службы по профилактике отказов от детей, которые помогают детям и взрослым решить основные трудности.
Подписывайтесь на канал АСИ в «Яндекс.Дзен».