На VII Международном культурном форуме в Санкт-Петербурге, который завершился 17 ноября, состоялась панельная дискуссия «Меценатство будущего: лучшие практики и эффективные механизмы государственно-частного партнерства». Эксперты, среди которых были представители власти, НКО и государственных организаций, обсудили, как сделать взаимодействие всех структур эффективным и направить его на устойчивое культурное развитие с участием бюджетных и внебюджетных ресурсов.
Модератором дискуссии выступили руководитель службы маркетинга и развития бизнеса PwC в России Светлана Миронюк и генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева.
Фонды целевого капитала, или эндаументы стали появляться в России в последние 10 лет. Суть эндаумента состоит в том, чтобы накопить средства в фонде целевого капитала, отдать их в доверительное управление и тратить не основной капитал, а проценты от него.
«К сожалению, в России пока не так много эндаументов. Сейчас зарегистрировано порядка 200 фондов, и чуть больше 10 из них работает в сфере культуры и искусства. Но мы уже видим определенные результаты. Международный опыт доказывает, что эндаумент-фонд, как и другие инструменты устойчивости, позволяет сделать наши НКО и организации, работающие в сфере искусства, другими по своему качеству, реализовывать более глобальные проекты, вовлекаться в работу местных сообществ и становиться действительно независимыми и устойчивыми», — подчеркнула Орачева.
С какими проблемами сталкиваются эндаументы
Исполнительный директор Европейского центра фондов Джерри Салол работает в некоммерческой сфере уже 13 лет. Центр, который он возглавляет, объединяет более 200 фондов – корпоративных, общественных организаций, которые совместно разрабатывают подходы и политику к финансированию третьего сектора. Фонды очень разные по своей направленности, структуре и образу жизни. Так, некоторые фонды живут на доход от эндаумента и прекрасно себя чувствуют, другие же активно привлекают средства через краудфандинговые платформы и другие каналы. По мнению Салола, самые успешные фонды — те, которые объединяют разные функции.
«Именно гибридная модель организации и разные форматы привлекают людей, для которых филантропия — важная часть жизни», — отметил исполнительный директор Европейского центра фондов. В числе главных проблем, с которыми сталкиваются фонды целевого капитала, Джерри Салол назвал законодательство и нереалистичные ожидания. По его словам, даже в странах Европейского союза действуют разные законы, не говоря уже об остальном мире. «Культура и искусство должны иметь трансграничный масштаб, и законодательство, которое сейчас является серьезным барьером в развитии эндаументов, не должно этому мешать», — подчеркнул Салол.
Что касается второй проблемы, то нереалистичные ожидания в некоммерческом секторе связаны с тем, что люди, знакомые с деятельностью крупных фондов и привыкшие ожидать от них серьезных результатов, проецируют эти ожидания на небольшие организации, которые в силу своих размеров и ресурсов физически не могут отвечать завышенным запросам.
Партнерство как фактор развития
«Ла Кайша» (исп. La Caixa) — один из крупнейших сберегательных банков Европы. Благодаря грамотному управлению организации удалось сделать культурные центры CaixaForum одними из самых посещаемых арт-галерей в Испании и регулярно привлекать к благотворительным инициативам звезд международной арт- и музыкальной сцены.
Например, в начале ноября стало известно, что фонд «Ла Кайша» совместно с испанским благотворительным фондом Fundació Barça будет финансировать строительство новой школы в колумбийском городе Барранкилья. Часть средств в проект вложит уроженка Барранкильи и основательница фонда Pies Descalzos певица Шакира.
Игнаси Миро, директор по проектам в области культуры банковского фонда «Ла Кайша» в Испании, рассказал, что у банка есть три основных благотворительных направления: культурное, социальное и научное. По каждому из них ведется работа: сберегательный банк создает дочернюю банковскую структуру и передает ей сотрудников, активы и филиалы. Руководство нового банка инвестирует в рынок ценных бумаг и зарабатывает проценты. Компании, которые считают проекты важными и интересными, вкладывают в них деньги, увеличивая активы. Ведение некоторых проектов «Ла Кайша» передает общественным институтам, но контроль все равно осуществляет лично.
Партнерство — неотъемлемая часть развития некоммерческого сектора. Фонд целевого капитала Международного совета музеев ИКОМ — неправительственная профессиональная международная организация, созданная в 1946 году в Париже. Исполнительный директор фонда Бьерн Стенверс рассказал, что их организация формирует условия для плодотворного партнерства в других странах, а не только во Франции.
«Глобальный фонд должен работать с местными сообществами, в том числе культурными. К сожалению, в Европе культурный сектор недостаточно взаимодействует с другими секторами, а обмен профессиональным опытом и межсекторное партнерство очень важны для развития сферы. Нужно поощрять людей быть открытыми, любопытными, работать сообща, разговаривать друг с другом», — подчеркнул Стенверс.
О важности партнерства говорили и представители музея Лувр в Париже — директор департамента по связям с партнерами и меценатами Ян Ле Туэ и менеджер департамента по связям с партнерами и меценатами Адриен Франчески.
По мнению Ле Туэ, к партнерам необходим личностный подход. Надо постараться связать стратегию меценатства со стратегией партнеров. Лувр часто проводит обеды и презентации для партнеров и старается подходить к вопросу творчески: однажды, например, сотрудники музея организовали выставку прямо на автомобильном заводе «Ситроен».
Однако даже в такой крупной и значимой институции, как Лувр, государственное финансирование сокращается, и актуальность фондов целевого капитала возрастает. Во Франции законодательство, регулирующее работу эндаументов, появилось в 2008 году, и Лувр одним из первых воспользовался этим и создал собственный фонд.
«В 2015 году туристов стало меньше, и это сказалось на наших доходах. Тогда мы стали искать новые источники финансирования, тем более все равно на продаже билетов много не заработаешь. В сфере фандрайзинга мы конкурируем с другими музеями Парижа», — рассказал Ле Туэ.
У Лувра, самого посещаемого художественного музея мира, есть так называемые друзья клуба — это 60 тыс. меценатов, пожертвования которых тратят на уход за экспонатами. Иногда музей запускает краудфандинговые кампании, некоторые проекты поддерживают конкретные спонсоры.
В прошлом году бюджет музея составил 247 млн евро, из них 57% — это собственные средства музея, 13% — спонсорская поддержка. Кроме того, каждый год Лувр получает около 6 млн евро от фонда целевого капитала.
Увеличить доходы и найти новых партнеров Лувру помог закон о меценатстве, который во Франции приняли в 2003 году. Спустя два года музей инициировал на этой волне ряд проектов, например продал Арабским Эмиратам за 400 млн евро право на использование бренда Лувра. Сотрудники музея стараются привлечь людей из самых разных отраслей, но в основном, отмечает Франчески, спонсоры Лувра живут в Америке и Японии.
История о доверии
История эндаументов в Великобритании исчисляется веками. Но старейший общедоступный музей Великобритании и одно из четырех музейных учреждений, действующих при Оксфордском университете, — Ашмолеанский музей археологии и искусства — зарегистрировал свой фонд целевого капитала только в 2014 году. Основные принципы работы музея — это ориентированность на широкую публику, образовательные и исследовательские цели, а также консервация экспонатов. За четыре года существования фонда музею удалось увеличить размер эндаумента в три раза, а первоначальной цели в 25 млн фунтов сумел достичь на два года раньше обозначенного срока.
Старший исполнительный директор музея Френсис Уэр рассказала, что культурный и финансовый потенциал для формирования фонда целевого капитала у музея уже был: в 2009 году специалисты провели реконструкцию музея, а в 2013-м он выиграл грант фонда Heritage Lottery.
По мнению Уэр, чтобы привлекать доноров, стимулировать их делать пожертвования в фонд целевого капитала и успешно взаимодействовать с заинтересованными сторонами, в первую очередь необходимо быть прозрачной и понятной организацией: публиковать в открытом доступе финансовые отчеты, отвечать на подобные запросы крупных доноров и быть с ними на связи.
«Пока вы ищете новых доноров, не забывайте и о старых. Общайтесь с ними, рассказывайте о своих успехах и вовлекайте в деятельность музея», — поделилась Френсис.
Это будет сделать гораздо проще, если знать свою аудиторию, ее желания и потребности, считает Уэр. Такой личностный подход позволяет не просто привлечь средства, но выстроить долгосрочные плодотворные отношения, что в современных условиях для некоммерческой организации, пожалуй, даже важнее.
О том, что эндаумент — это история о доверии и прозрачности, говорила председатель Попечительского совета Фонда целевого капитала Бориса Эйфмана и одна из инициаторов создания эндаумента Виктория Шамликашвили.
«Создатели эндаумента, меценаты и те, кто им распоряжается, должны друг другу доверять. А доверие должно базироваться в первую очередь на прозрачности всех процессов», — сказала Шамликашвили.
Фонд целевого капитала Бориса Эйфмана был создан в 2014 году для благотворительной деятельности в области балетного искусства, год спустя после основания Академии танца Бориса Эйфмана. Фонд поддерживает академию и финансирует поиск талантливых детей для обучения в академии, приобретение оборудования и учебных материалов, пошив костюмов, зарплаты педагогам, оснащение библиотеки, организацию мероприятий для воспитанников.
«В 2014 году мы поняли, что нужно создавать институцию, которая бы давала стабильный внебюджетный источник для финансирования программ, которые будут в академии. Путь создания фонда целевого капитала был непростым. Мы изначально понимали, что управлять средствами фонда будет Сбербанк (управляющая компания «Сбербанк Управление Активами», одна из старейших и крупнейших инвестиционных компаний в России. – Прим. ред.), и мы довольны этим решением. Спустя четыре года после создания фонда я могу сказать, что мы достигли достаточно хороших результатов: доходность эндаумента достигает 13% годовых», — рассказала Шамликашвили.
По мнению Виктории, Академия танца готовит не просто балетных артистов, но людей нового типа — тех, кто сформирует поколение глубоко образованных и осознанно интересующихся искусством людей.
Эрмитаж в Сибири
Первый фонд целевого капитала регионального музея в России появился в 2016 году в одном из крупнейших региональных художественных музеев — Омском областном музее изобразительных искусств им. М. Врубеля. На тот момент директором музея был Юрий Трофимов, который летом 2017 года занял должность министра культуры Омской области. В 2018 году музей получил первый доход от управления средствами фонда. Он был направлен на пополнение коллекции музея и просветительскую программу, создавать которую помогали сотрудники Государственного Эрмитажа. Кроме того, сейчас на базе Омского музея создается центр «Эрмитаж-Сибирь», который станет представительством Эрмитажа в Сибири и откроется в 2019 году.
Трофимов отметил главные причины создания фонда и привлечения в Омск специалистов высочайшего уровня.
«Мы знали о программе Фонда Потанина «Целевые капиталы: стратегия роста», хотели в ней участвовать, и нам это удалось. В музее сложилась прекрасная команда, которая проходит обучение по программе «Целевые капиталы» в «Сколково». Также у нас были наработаны определенные контакты с несколькими очень важными партнерами из разных сфер: банковской, нефтехимической, сферы услуг, ретейла и недвижимости. Все они согласились участвовать в проекте, и это привело к тому, что практически за год мы сумели создать такой фонд. Мы показали, что это реально», — поделился Трофимов.
Также на базе Омского музея при поддержке Фонда Потанина создали учебный центр, где сотрудники культурных институций узнают, что такое эндаументы, как их создавать, управлять ими и получать доход. По словам Трофимова, около 20 участников из разных регионов России в ближайшее время приступят к двухгодичному обучению.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.