Заседание Совета по развитию социальных инноваций субъектов РФ было посвящено теме «Актуальные вопросы и перспективы развития социального франчайзинга в России».
Что такое франчайзинг
Как отметила заместитель председателя Совета Федерации Галина Карелова, понятие социального предпринимательства в России до сих пор не закреплено законодательно, хотя это непременно нужно сделать.
«Под нашим авторством проходила соответствующая инициатива, но потом правительство предложило нам ее отозвать и пообещало подготовить более объемный законопроект. Мы согласились», — рассказала Карелова.
Сегодня, по словам Кареловой, в Государственной думе лежат несколько законопроектов на тему социального предпринимательства, и президент страны Владимир Путин сделал несколько поручений о необходимости внести соответствующий законопроект именно в этом году.
В России франчайзинговые отношения между компаниями или предпринимателями регулируются положениями Гражданского кодекса. Договор коммерческой концессии гласит, что «правообладатель обязуется предоставить пользователю за вознаграждение право использовать в предпринимательской деятельности комплекс, принадлежащий первому».
«Однако в предпринимательском сообществе под франшизой понимается готовая модель ведения бизнеса, при которой пользователь получает от правообладателя все необходимые документы, рекомендации и технологии. Есть расхождение понятий «договор франчайзинга» и соответствующего в Гражданском кодексе понятия коммерческой концессии», — подчеркнула Карелова.
Понятие франчайзинга необходимо закрепить на законодательном уровне наряду с социальным предпринимательством, считает Карелова.
Развитие франчайзинга в России
Социальные франшизы стали появляться в стране в 2010 году в самых разных областях – от дошкольного образования до частных домов престарелых. В течение последних нескольких лет франчайзинг демонстрирует устойчивую положительную динамику.
Так, по данным Ассоциации франчайзинга, за последние девять лет количество социальных франшиз в России выросло почти в пять раз. Как отмечает Всемирный совет по франчайзингу, сейчас в России насчитывается около 1 450 брендов франшиз, из них 43% представлены в регионах. Социальный франчайзинг может быть интересен многим социальным предпринимателям, уверена Карелова.
Президент некоммерческой организации «Ассоциация франчайзинга» Агнесса Осипова рассказала, что в России на частные предприятия в социальной сфере приходится всего 2%. В странах Европы этот показатель гораздо выше.
Проблемы социального франчайзинга
Среди главных проблем развития социального франчайзинга в России, помимо отсутствия законодательного определения, Карелова называет и логичное отсутствие единой системы аттестации и стандартов соответствия.
«Отмечаются трудности со сбором официальной статистики. Не создана система обучения франчайзинговым отношениям в социальной сфере, нет четкой и понятной системы налоговых льгот для организаций, практикующих данный вид деятельности», — подчеркнула Карелова.
В качестве мер поддержки социальных предпринимателей и, как следствие, развития социальных франшиз Агнесса Осипова предложила провести в России масштабное полевое исследование, чтобы выявить успешные франчайзинговые бизнесы социальной направленности, которые в дальнейшем могут быть упакованы во франшизы.
Также Осипова подчеркнула, что освобождение отдельных видов социальных франшиз от НДС могло бы стать хорошим стимулом для открытия и развития франчайзинговых предприятий. Кроме того, необходимы и другие меры финансовой поддержки: компенсации на разработку социальных франшиз и на закупку оборудования для них.
«Возможно, это надо применять для предприятий, которые демонстрируют ежегодный финансовый рост», — отметила Осипова.
Успешные практики
По мнению Агнессы Осиповой, «социальное предпринимательство способствует воспитанию, образованию, сохранению здоровья населения, ведет к здоровому досугу, предоставляет социальный уход нуждающимся, обеспечивает выпуск социально значимой продукции и заботится об окружающей среде».
Осипова привела несколько успешных российских практик социального франчайзинга. Среди них сеть детских клубов «Бэби-клуб», которая насчитывает 240 центров в 72 городах России. На занятия клубов каждый день приходит 25 тыс. детей по всей стране. Примечательно, что международная франшиза, которая вышла за пределы России, выросла из небольшого детского клуба в Самаре.
Еще один пример успешного франчайзинга — медицинская компания «Гемотест», которая за 15 лет открыла 650 лабораторных отделений в 230 городах России.
«Именно франчайзинг способен донести в самые отдаленные районы России самые высокие медицинские стандарты», — сказала Осипова.
Устойчивые социальные изменения невозможны без создания долгосрочных программ, основанных на принципах социального предпринимательства. Фонд «Наше будущее», основанный в 2007 году, ставит своей целью именно это — способствовать качественным изменениям по всей России и реализовывать подобные программы и проекты.
Фонд «Наше будущее» изначально предусматривал возможность тиражировать проект и делиться опытом, отметила исполнительный директор Фонда региональных социальных программ Юлия Жигулина.
«Исследуя всевозможные способы тиражирования, мы пришли к выводу, что франшиза – самый удобный инструмент для того, чтобы передавать лучшую практику в регионы», — рассказала Жигулина.
Фонд провел внутренний конкурс и нашел социальных предпринимателей, проекты которых достойны того, чтобы быть упакованными во франшизу. Процесс упаковки любого бизнеса во франшизу трудоемкий, а социального – в особенности. Этот процесс может занимать не один год: его сложно завершить, поскольку всякого рода дополнения, возникающие по ходу, ведут к усовершенствованию проекта.
«Все нюансы должны быть четко стандартизированы, и у франчайзи (стороны, которая покупает франшизу. – Прим. ред.) должна быть возможность соблюдать уровень качества. Франшиза стимулирует к тому, чтобы деятельность была доходной, иначе ее никто не приобретет», — считает Жигулина.
Фонд совместно с Ассоциацией франчайзинга проводил два конкурса. Первый, «Надежда русского франчайзинга», помог определить социальные бизнесы, которые можно упаковать и в дальнейшем тиражировать. Второй конкурс помог выбрать лучшую социальную франшизу. Лауреатом стала компания «Гемотест». Второе место заняла организация «Близкие люди» из Нижнего Новгорода, которая работает с семьями, где есть пожилые люди или люди с инвалидностью. На третьем месте оказался детский центр «Аистенок» из Пермского края. В 2015 году проект продал франшизу в ОАЭ, и в Дубае открылся первый центр дополнительного образования для детей Aist.
«Регионы дают нам прекрасные решения, в каждом из которых есть определенная инновация, которую важно поймать, сохранить и сделать всеобщим достоянием для решения социальных проблем», — отметила Жигулина.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.