Авторы петиции за повышение пособия не нашли поддержки законодателей. Как рассказала общественный деятель, организатор движения «Поднимите пособие ЛОУ» Светлана Штаркова корреспонденту АСИ, депутаты приняли решение не одобрять в первом чтении этот законопроект по двум причинам.
«Есть указ президента № 175 от 2013 года, который разделил всех лиц, ухаживающих за людьми с инвалидностью, на три группы: родители и опекуны детей с инвалидностью первой группы с детства; не родители детей с инвалидностью первой группы с детства; и лица, ухаживающие за людьми с инвалидностью и престарелыми, — пояснила Светлана. — Первая группа получает 5 500 рублей, а все остальные — 1 200 рублей. Законопроект предполагал повышение пособия только представителям первой группы — родителям и опекунам — до 12 тыс. рублей. Правительство и профильный комитет ГД резонно заметили, что при повышении одной из групп разница с остальными группами по размеру пособия получится в 10 раз больше, соответственно будет несправедливо».
По ее словам, авторы инициативы надеялись, что, если обозначить в законопроекте концепцию проблемы, во втором чтении этот недостаток будет исправлен. И пособие будет увеличено всем трем группам, но депутаты решили отклонить предложение сразу в первом чтении.
«Вторая причина заключалась в том, что федеральный бюджет был принят 21 ноября, и деньги на обеспечение законопроекта не были заложены в бюджете. Хотя сам законопроект лежал в Думе с февраля прошлого года и на рассмотрении стоял с мая. До него просто не доходила очередь, хотя не менее 15 раз он стоял в протоколах заседания до рассмотрения бюджета. И у нас был шанс, чтобы законопроект рассмотрели до принятия бюджета», — говорит общественный деятель.
«Мы в течение года предприняли все возможное: были статьи в газетах, сюжеты на ТВ, на радио. Провели флешмоб, пытались обращаться в мае на прямую линию президенту. В 16 городах 3 декабря прошли митинги и пикеты».
В новом году семьи, ухаживающие за детьми с инвалидностью, решили изменить концепцию и посмотреть на проблему под другим углом.
«Мы для государства де-юре считаемся безработными, потому и получаем такое маленькое пособие, ниже МРОТ. В итоге родительское сообщество решило: нужно, чтобы государство признало нас работающими, — говорит Светлана Штаркова. — Потому что уход за человеком с инвалидностью — это тяжелый моральный и физический труд 24 часа в сутки, 365 дней в году. Пока же у нас не признано право на долговременный уход на дому. Этот уход осуществляется лишь в стационарных условиях: для детей — в детских домах, а для взрослых — в ПНИ. Сотрудники этих учреждений получают за это зарплату, за тот же самый объем работы, который мы делаем на дому. То есть они работают, а мы на дому не работаем, хотя делаем все то же самое».
Изменить эту ситуацию можно, лишь признав, что и на дому тоже осуществляется такой же уход. Если это будет признано государственной социальной услугой, то, соответственно, лица, осуществляющие уход за людьми с инвалидностью на дому, будут считаться работающими. А, значит, должны будут получать зарплату не ниже МРОТ.
Подобная инициатива обсуждалась и в принятом накануне в первом чтении законе о паллиативной помощи, одним из инициаторов которого стал фонд помощи хосписам «Вера». Как считает эксперт, это первый шаг к тому, чтобы государство стало признавать работающими людей, которые ухаживают за родственниками с инвалидностью или престарелыми.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.