Согласно данным Министерства просвещения, на конец 2018 года в России действовало 1 333 государственных и восемь негосударственных организаций для детей-сирот. Данные привела заместитель главы кабинета министров Татьяна Голикова, выступая на заседании Совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере.
Представители ведомств и общественных организаций проанализировали, как изменилась ситуация в сфере социального сиротства за 4,5 года с момента принятия постановления Правительства № 1481.
«Реформирование этой деятельности во всех сферах: здравоохранения, образования и соцзащиты — происходит, — подчеркнула Татьяна Голикова. — Можно сказать, что верхний уровень реформирования мы прошли. Но остались еще сложные и содержательные проблемы, такие как подготовка детей к самостоятельной жизни, сроки и условия проживания в учреждениях по заявлению родителей, разделение братьев и сестер при переходе из одного учреждения в другое, медицинское обслуживание».
По словам президента фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елены Альшанской, детские дома можно считать лидерами изменений. Если раньше комнаты с кроватями напоминали казармы, то сейчас условия жизни приближены к домашним.
«По 20 человек жили в комнате, койки в ряд стояли, а теперь по 6-8 человек. Наша задача — чтобы это учреждение было временным, пока ребенок не нашел семью. Поэтому условия должны быть приближены к семейным», — подчеркнула эксперт.
Однако, по мнению присутствующих, изменить антураж в этих учреждениях недостаточно. Нужно менять систему пребывания ребенка в детском доме, чтобы, выходя из него, человек не тратил сразу все деньги, накопленные на счету за несколько лет, а старался контролировать свои расходы, был готов к жизни в быту и обществе.
«Содержание ребенка в детском доме обходится государству от 100 тыс. в месяц, в зависимости от региона. А в итоге человек выходит и ничего не умеет делать. По телевидению рассказывали про молодого человека, который, выйдя из детского дома, не мог себе приготовить макароны. Он налил воду, положил их в кастрюлю и два дня ждал, не включая плиту. Если после выхода из социального учреждения человек не знает, как варить макароны, это говорит о чрезмерной заботе государства. В итоге мы имеем очень дорогую систему с сомнительным результатом», — сказала Альшанская.
По ее словам, еще хуже обстоят дела в детских дома-интернатах (ДДИ).
«В ДДИ только одна комната, лежат они в своих кроватях, в них же они едят и там же проходят занятия со специалистами. Ребенок не меняет своего положения в течение дня», — говорит эксперт.
В ходе заседания вице-премьер Татьяна Голикова сообщила, что накануне дала поручение Роструду вместе с Росздравом, Роспотребнадзором провести проверку всех психоневрологических интернатов. Специалисты должны будут выяснить, как работают эти учреждения и насколько соблюдаются права граждан при оказании социальных услуг.
«Нам важно понять, какие самые большие проблемы на сегодняшний день там имеются», — заключила Голикова.
Медицинская помощь
Часто дети в интернатах и детских домах не получают должного медицинского обслуживания, говорит директор Центра лечебной педагогики Анна Битова.
«Вроде проходит диспансеризация, но на деле просто печати ставят, а к детям медработники даже не подходят, — рассказала Анна Битова. — Как выяснилось, очень много детей с хроническими отитами. Показательная ситуация была в Красноярском крае. За год ребенок пять раз был госпитализирован в психиатрическую больницу. Я попыталась выяснить, в карточке написано: у ребенка есть нарушение слуха. У него хронический отит, слухового аппарата нет. А основная жалоба воспитателей, из-за которой он попадал в больницу: он не слушает инструкций. То есть ребенок пять раз был госпитализирован за то, что он без слухового аппарата».
Более сложные вопросы обеспечения медицинской помощью — операции и трансплантации органов — остаются практически неразрешимой проблемой. Как поделились эксперты, больницы иногда отказываются принимать пациентов из детских домов, так как нет возможности послеоперационной реабилитации в этих учреждениях. А трансплантации органов дети ждут годами.
Подготовка кадров
Ярким примером того, как учреждения для детей-сирот сами могут менять систему, стал Центр содействия семейному воспитанию «Наш дом» (Москва). Центр образован путем слияния школы-интерната № 8 и Детского дома № 11. Как рассказал его директор Вадим Меньшов, для воспитанников в нем созданы условия, приближенные к домашним, проводится подготовка граждан, желающих взять ребенка в свою семью, и осуществляется дальнейшее сопровождение этих семей. Это возможно только благодаря грамотным сотрудникам. Однако, как подчеркнули эксперты, если в Москве еще есть профессиональные кадры, работающие с детьми, то в целом по стране их очень трудно найти.
«Система меняется и, соответственно, должны меняться профессиональные кадры, — заявила директор АСИ Елена Тополева. — Поэтому фонд «Арифметика добра» инициировал разработку профессионального стандарта специалистов в области семейного воспитания. Если будет профстандарт, под него уже можно будет подстроить образование».
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.