В Совете Федерации прошло заседание Совета по развитию социальных инноваций субъектов РФ на тему «Массмедиа: индикатор и инструмент развития социальной экономики». Эксперты обсудили возможности и инструменты СМИ в решении социальных проблем и рассмотрели эффективные модели проведения информационных кампаний с точки зрения реализации национальных проектов.
По словам заместителя председателя Совета Федерации Галины Кареловой, поддержка СМИ необходима, чтобы довести информацию о приоритетных национальных проектах до граждан России. Информационные рекламные кампании, по словам Кареловой, предусмотрены практически для всех национальных проектов.
«Предполагается, что граждане будут активными участниками проектов, которые касаются демографии и здоровья. Если мы ставим задачу, чтобы граждане прошли диспансеризацию, то как об этом узнают люди?» — сказала Карелова.
Сотрудничество власти и НКО
Директор Агентства социальной информации и председатель комиссии по развитию некоммерческого сектора Общественной палаты РФ Елена Тополева отметила важность обратной связи от граждан.
«Если не будет обратной связи, мы не будем знать, правильны ли во всем предлагаемые нами меры и получит ли наша целевая аудитория предполагаемые блага», — сказала Тополева.
Она обратила внимание на то, что почти во всех проектах социальной направленности уделяется большое внимание не только деятельности органов власти, но и гражданскому обществу, особенно в проектах по демографии и здравоохранению. Везде говорится о важности включения структур гражданского общества в совместную работу.
«В некоторых проектах случается удачное партнерство власти и некоммерческого сектора: например, система по долговременному уходу начала формироваться по инициативе фонда «Старость в радость», который и сейчас – ключевой партнер Министерства труда в этой работе», — рассказала Тополева.
По ее мнению, важно, чтобы СМИ рассказывали не только о работе органов власти в области национальных проектов, но и о деятельности гражданского общества.
«Медиаландшафт сильно изменился. Появляются новые СМИ, специализирующиеся именно на социальной тематике или тематике гражданского общества: «Такие дела», «Филантроп», «Русский репортер». Не могу не отметить и Агентство социальной информации: наша задача в том, чтобы рассказывать обществу о работе НКО, а благотворительному сектору – о деятельности власти в некоммерческой области», — сказала Тополева.
Кроме того, отметила директор, многие деятели благотворительной сферы сами сейчас становятся практически блогерами, на страницах которых всегда можно найти актуальную информацию по конкретному направлению некоммерческой сферы: Нюта Федермессер, Елена Альшанская, Елизавета Олескина.
Журналисты изменят общество
Социальная журналистика, по мнению директора Дирекции государственных интернет-проектов МИА «Россия сегодня» Елены Давыдовой, должна стать профессиональной. Журналисты – как раз те люди, которые могут донести до граждан России информацию о деятельности государства в социальной сфере. Сейчас, по словам Давыдовой, у людей нет конкретных ориентиров и часто они не знают, куда обращаться в случае проблемы.
«СМИ должны взять на себя эту роль, но умеем ли мы сейчас это делать? Мы идем за аудиторией, рассказываем яркие истории. Одну историю мы можем довести до логичного конца и даже помочь этому человеку, но с системной работой у нас проблемы. Мы не имеем кадровых журналистов, которые занимались бы только социальной тематикой», — сказала Давыдова.
По словам директора, МИА «Россия сегодня» ежедневно выпускает около 6 тыс. новостей, и четверть из них – на социальную тематику. Основная задача агентства, по мнению Давыдовой, не просто привлечь внимание аудитории, а научить людей быть «социальными».
«Это должно стать естественным для общества, чтобы оно не перекладывало все на государство. Прививать мысль о том, что «государство — это и я тоже», правильно», — уверена Давыдова.
По словам директора, финансирование МИА «Россия сегодня» позволяет создавать условия для развития профессиональных социальных журналистов, благодаря работе которых общество должно измениться изнутри.
Социальная реклама
Социальная реклама – едва ли не самый эффективный инструмент информирования общества в некоторых случаях, уверена Елена Тополева. Однако в последнее время НКО жаловались на систему размещения социальной рекламы в СМИ и особенно на телеканалах. Чтобы решить проблему, в Общественной палате создали Координационный совет по социальным коммуникациям.
«Мы добились того, что сейчас у трех основных телеканалов появились комиссии по размещению социальной рекламы. Теперь каждый может зайти на сайт телеканала и найти информацию: как разместить рекламу, куда для этого обратиться», — объяснила Тополева.
В случае если телеканалу нужна дополнительная информация об НКО, он может обратиться в координационный совет и получить достоверную информацию о конкретной организации.
Коммуникационная кампания Минздрава
Президент РФ поставил задачу увеличить не просто продолжительность жизни, а продолжительность здоровой жизни, заявил заместитель министра здравоохранения РФ Олег Салагай.
«Здоровье человека зависит по большей части от него самого. Важно, чтобы он избегал факторов риска: табака, алкоголя, неправильного питания, низкой физической активности», — подчеркнул Салагай.
По его словам, необходимо сформировать систему мотивации граждан к здоровому образу жизни. В числе приоритетных для этого задач замминистра отметил формирование внешних стимулов. В качестве примера Салагай привел запрет на курение табака в заведениях общепита, который в России ввели в 2013 году.
«Сегодня мы можем говорить: это законодательство эффективно действует, и количество людей, потребляющих табак, в нашей стране снижается», — сказал Салагай.
Главной задачей коммуникационной кампании Министерства здравоохранения Салагай назвал продвижение определенных ценностей, которые помогут изменить внутренние установки человека. Любой коммуникационный проект министерства включает в себя разработку креатива, прямую рекламу (покупку эфирного времени), спецпроекты и разные акции.
«Одна из принципиальных задач — таргетировать нашу аудиторию и попытаться найти путь к сердцу каждого человека. Мы выявили 320 целевых групп: по факторам риска, по полу и возрасту, по характеру потребления информации», — сказал замминистра.
Сотрудники Минздрава, по словам Салагая, хотят не напугать человека, а мотивировать его к чему-то положительному. Нужно донести до человека, что здоровый образ жизни — это его личный успех, уверен чиновник.
Чтобы привлечь внимание граждан к теме здоровья, Минздрав практикует интеграцию сообщений в развлекательные мероприятия и привлечение медийных лиц. Например, во время Недели моды в Москве 12 дизайнеров включили в свои коллекции одежду для беременных. Эта акция была посвящена репродуктивному здоровью. Тогда охват аудитории составил более 50 тыс. человек, сообщил Салагай. В целом же проекты коммуникационной кампании Минздрава увидели более 90 млн человек по всей стране.
Как Общественное телевидение России помогает людям
Общественное телевидение России (ОТР) появилось шесть лет назад и за короткое время стало важным информационным ресурсом для активных граждан. Заместитель директора Дирекции регионального вещания и спецпроектов Мария Мокина отметила, что люди стали понимать: жизнь можно изменить. Именно поэтому в последнее время все больше людей из категории пассивного наблюдателя переходят в категорию активных участников.
«Эфирная политика ОТР менялась вместе с развитием гражданского общества. Если сначала приходилось искать примеры гражданской активности на местах, то сейчас недостатка в таких историях нет, они поступают со всей России», — рассказала Мокина.
Среди главных системных проектов ОТР Мокина назвала ток-шоу «Правда». Это дискуссионная площадка, где обсуждаются важные для общества проблемы: медицина, образование, ЖКХ, трудоустройство. Проект «Отражение», который идет в прямом эфире, дает возможность обратной связи, важность которой отмечала Елена Тополева: гости программы могут в интерактивном режиме общаться с телезрителями и отвечать на их вопросы. Программа «За дело» изначально рассказывала о фондах и благотворительных организациях, но со временем превратилась в общественно-политическую программу, где поднимаются острые социальные темы.
Благодаря работе в некоммерческой сфере сотрудники ОТР и сами стали заниматься волонтерством: сажать деревья, собирать мусор, восстанавливать памятники культурного наследия. Кроме того, сотрудники отслеживают истории людей, которые становились героями передач, и по возможности помогают им.
«В свое время у нас вышел сюжет о бездомном человеке, и потом мы помогали ему в трудоустройстве. Иногда случалось, что мы находили детям приемных родителей. Таких историй много», — поделилась Мокина.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.