С одной стороны, животных помогала вызволять зоозащитница Елена Хмелева, которая три года добивается законодательного запрета контактных зоопарков в России и спасения медведей. Петиции с соответствующими требованиями она опубликовала на платформе change.org, а в январе этого года инициировала сбор денег на эти цели. С другой стороны, в спасении медведей участвовала волонтер Ангелина Гриневич.
«Я связалась с администратором и владельцем кафея. Они рассказали, что медвежонка пока оставляют себе, и готовы помочь нам решить вопрос с медведицей. В частности, они согласились передать ее на содержание в центр или приют, где о животном будут заботиться. Не теряя времени, я связалась с центром «Велес» и парком львов «Тайган» и, к сожалению, получила отказ от обеих организаций. Они не могли принять медведицу. Пока мы думали над проблемой, хозяин кафе не сдержал обещания и в конце 2018 года продал медведицу на притравочную станцию в Удмуртию за 25 тысяч рублей. Пришлось связаться с новым хозяином медведицы и теперь уже с ним вести переговоры о продаже животного нам. Одновременно мы продолжали переговоры на тему выкупа медвежонка с хозяином кафе», – рассказала Ангелина Гриневич Агентству социальной информации.
По словам зоозащитницы, хотя Маша и Балу содержались в зоопарке на территории кафе, если бы не вмешательство волонтеров, медвежонка из кафе могли бы продать на мясо, или он мог оказаться на притравочной станции, как впоследствии случилось с медведицей, и на него могли бы натаскивать охотничьих собак. Поэтому если не лучшим, то более приемлемым вариантом для Балу и Маши мог стать перевод в фонд, где бы специалисты обеспечили им необходимый уход, считает активистка.
В дальнейшем группа добровольцев во главе с Ангелиной также начала сбор средств на выкуп животных. «В начале февраля этого года центр «Велес» все же согласился принять медвежонка с медведицей. Но одним из условий сделки стало строительство передвижных вольеров, которое мы должны были оплатить. Проектирование объекта и поиск строительной бригады требовали немало усилий, а главное – времени. По поводу с медвежонка мы не могли договориться с хозяином кафе, он отказывался от устных договоренностей», – пояснила собеседница.
Тем временем к ситуации подключилась Самарская межрайонная природоохранная прокуратура, которая узнала о ситуации от местных жителей. Силовики провели проверку. Как медведь содержался в кафе в вольере, вероятно, для того чтобы развлекать посетителей.
«Возможно, медведь использовался для привлечения клиентов. Хозяин кафе пояснил, что получил животное в дар от своего товарища. Медведю на момент проверки было 11 месяцев. Оказалось, что владелец кафе не имел документов о происхождении животного. Без них непонятно было, отловили медведя в дикой природе или он родился в неволе»,– рассказал АСИ старший помощник самарского межрайонного природоохранного прокурора Алексей Морозов,
В адрес директора заведения прокуратура направила представление.
В итоге активистка Елена Хмелева договорилась с хозяином кафе о выкупе медведя, заключила с ним договор купли-продажи и выкупила на собранные средства медвежонка. Владелец кафе Рафаэль в разговоре с АСИ сначала отрицал, но потом признал факт переговоров с Еленой Хмелевой.
«Некоторое время назад я купил медвежонка за 80 тыс. руб., чтобы показывать его народу. Потом со мной связалась волонтер (Ангелина Гриневич) и сказала, что заберет медвежонка, но не забрала. Одновременно мы вели переговоры с Еленой Хмелевой, с которой мы и договорились о выкупе животного. Мы решили вместе помочь медвежонку и сделать так, чтобы он находился в более достойных условиях», – пояснил собеседник издания.
Также Елена Хмелева выкупила у нового владельца медведицу Машу.
«Я лично ездила в Удмуртию и к охотникам и вносила выкуп за нее. Также у меня была договоренность с московским благотворительным фондом защиты животных “БИМ”, о том, что фонд примет Машу и Балу после их спасения и о том, что они перевезут медвежонка Балу из кафе “Очаг” Тольятти в свой приют. У меня на руках имеются все платежные и другие документы, подтверждающие факт покупки обоих медведей и перевозки их в фонд», – рассказала АСИ Елена Хмелева. В дальнейшем оба медведя были доставлены в эту организацию.
Руководитель фонда «БИМ» Дарья Тараскина подтвердила АСИ факт сделки с Еленой Хмелевой и доставку животных в организацию.
«Елена Хмелева поняла, что в этой ситуации нужна помощь профессионалов и обратилась по адресу. Мы посчитали нужным помочь. Сейчас в фонде «БИМ» находятся четыре медведя из Самары: ранее зоозащитники привезли к нам двух других животных, которых удалось спасти. Что же касается медведей, адаптировались ли они на новом месте, – вопрос сложный. Но работа с ними ведется», – добавила Дарья Тараскина.
.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен