«Это первый опыт сотрудничества нашего музея со слабослышащими детьми в игровом формате. С нами связались педагоги интерната и попросили нас помочь в работе. Мы совместно с заведующей отделом природы Татьяной Вареновой предложили им несколько вариантов по разным дисциплинам. Детям с особенностями восприятия, как правило, сложно посещать традиционные экскурсии, поэтому такие занятия нужно адаптировать. Сделать это можно только в контакте с детьми. А они действительно этого хотят, что очень ценно для нас. В итоге мы с педагогами решили остановиться на образовательной программе по географии, которую подготовили специально для учащихся четвертых классов с поправкой на их базу знаний по предмету «Окружающий мир», – рассказала Агентству социальной информации сотрудник отдела внешних коммуникаций Елена Мысова.
Программа, которую подготовили сотрудники музея совместно с педагогами интерната, включает четыре занятия. Дети в игровой форме узнают основные географические понятия, которые будут изучать в пятом классе. Учащиеся по предварительной записи посещают занятия в музее раз в два месяца. Уже прошло три занятия из четырех. На первом дети разделились на команды и изучали старинные меры расстояния, длины и времени, собирали простейший компас и учились пользоваться им. Они своими руками сделали глобус и посмотрели фильм «Представления древних народов о Земле».
«Из всех занятий это было самым непростым и для нас, и для детей. Нужно было, чтобы они расслышали рассказ о путешественниках и поняли правила игры. Хотя им пришлось нелегко, дети старались и воспринимать информацию, и играть, и соревноваться командами. Они впервые оказались в незнакомой ситуации интерактивной программы и не растерялись. Тогда же я поняла, что мне нужно использовать больше способов общения с детьми. Например, важные термины, понятия и задания я стала распечатывать на бумаге крупным шрифтом, а часть теоретических примеров я «перевожу» в иллюстрации с подписями», – призналась Елена Мысова.
Следующее занятие посвятили ориентированию на местности. Педагог обучила детей находить дорогу по звездам, фиксировать сведения об окружающем мире и объяснила, как географическое положение влияет на природные условия и жизнь людей. Вместе с преподавателем воспитанники интерната создали для себя сувенир-памятку на эту тему.
«Во время третьего урока мы с детьми провели эксперимент: руками сдвигали плотную пленку, превращая ее в крупные складки – «горы». А вода, вылитая из стаканчика, стала «рекой», и мы помогли найти ей свое русло. Следующее занятие станет заключительным в этом цикле. На нем мы познакомимся с полезными ископаемыми. Мы постараемся, чтобы оно также было интересным и познавательным, ведь детям важно чувствовать себя комфортно, привыкнуть к мимике экскурсовода, чтобы лучше понимать его», – говорит Елена Мысова.
Ранее для воспитанников интерната № 117 сотрудники музея провели в планетарии сеанс сферического кино. Одновременно они готовятся провести для учащихся вторых классов интерактивную экскурсию «От морского ящера до степного сурка» о развитии фауны в Самарской области и показать им фильм «Путешествие к плиозавру».
Помимо занятий с учениками школы-интерната № 117, музей им. Алабина развивает другие направления работы с детьми и подростками с ОВЗ. Например, на его площадке выступали актеры театров молодых инвалидов с ментальными нарушениями «Астрей» и «МиРок» с постановкой из цикла «Живые картины». В декабре 2018 года в музее прошел фестиваль «Вечер волшебства», на котором дети с разными формами инвалидности выступали с мини-спектаклями, танцами или представляли свои рисунки на выставке. Кроме того, ежегодно в музее проводится инклюзивный бал.
Сейчас сотрудники музея принимают заявки от учреждений, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, и собираются адаптировать программы под занятия с ними. Желающие провести занятия на его площадке могут обратиться в приемную по телефону: +7 (846) 332-28-89 или направить заявку на почту: pr@alabin.ru.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.