«Мы видим, что цифровые технологии летят навстречу некоммерческому сектору, — заявила Мария Долголенко, исполнительный директор Ассоциации фандрайзеров, выступая на дискуссии «Будущее фандрайзинга в России». — Все услуги уходят в цифру, и фандрайзинг уходит в цифру. И очень хочется, чтобы проводили больше семинаров и вебинаров для некоммерческих организаций. Они должны понимать, как правильно собирать средства».
По мнению председателя совета благотворительного фонда «Нужна помощь» Мити Алешковского, буквально несколько лет назад люди боялись вводить данные своей карты в интернете, чтобы что-то приобрести, а тем более пожертвовать. А у НКО не было надежды, что желающие смогут перечислять регулярно деньги.
«Сейчас же вообще нет проблем. К нам недавно обратился один жертвователь и попросил: «Любую сумму спишите с моей карты, я ж у вас подписан на ежемесячный платеж» (на портале «Нужна помощь» можно сделать пожертвование в адрес любого проверенного фонда. — Прим. ред.). Но мы ему ответили, что технически это сделать не можем. Поэтому, помимо того, что вы подписались на 100 рублей в месяц в один фонд, вы только самостоятельно можете перечислить желаемую сумму кроме этой», — говорит Алешковский.
Деньги от государства
Один из критериев заявки на президентский грант — это доля софинансирования в проекте. Так, если в 2017 году средняя доля софинансирования была почти 60%, то по итогам двух конкурсов 2018 года — уже 70%. Также с каждым годом запрашиваемая средняя сумма гранта уменьшается, поделился Игорь Соболев, советник президента Фонда президентских грантов.
«Путем проб и ошибок НКО добиваются гранта. Четверть заявок от организаций победила лишь на четвертом конкурсе. До этого они трижды безуспешно пытались это сделать», — поделился эксперт.
По словам Игоря Соболева, теперь представители НКО стали понимать, что нужно соотносить объем запрашиваемых средств с четко описанным результатом проекта. И таким образом со временем организации уменьшают свой «аппетит» к госфинансам.
Успешные сборы
Средства на софинансирование проектов НКО часто привлекают с помощью фандрайзинга: выпуск книги, проведение образовательного мероприятия, сбор денег на реабилитацию подопечных или оборудование инклюзивной мастерской — все это привлекает внимание аудитории, которая готова помочь той или иной инициативе.
«Очевидно, что фандрайзинг пошел в народ. Сейчас стали собирать деньги по любому поводу», — считает Митя Алешковский.
Однако, как отметил руководитель Школы краудфандинга платформы Planeta.ru Егор Ельчин, обычно лидируют общественные и социальные инициативы, хотя жестких критериев «успешности» нет.
«По общей статистике всех проектов, и запускаемых, и финансируемых, у нас шесть ключевых категорий: общественные и социальные, кино, видео, анимация, музыка, книги, и потом уже благотворительные проекты, — уточнил Егор Ельчин. — Большинство пользователей на Planeta.ru приходит с других сайтов или из соцсетей на конкретный проект».
Эксперт добавил, что краудфандинговый проект — это продукт, который нужно создавать: правильно оформить, привлечь людей. Но, к сожалению, в России единицы специалистов по привлечению средств.
Дефицит специалистов
«Многие руководители НКО задаются ключевым вопросом: «Где бы нам найти фандрайзера?» — «Нигде!» — Предлагают зарплаты в 200 тыс. рублей. Выучиться можно только у тех, кто уже действительно в этом деле преуспел. Рынок подталкивает, так давайте учиться», — говорит председатель совета благотворительного фонда «Нужна помощь» Митя Алешковский.
Но, по мнению Игоря Соболева, эта обязанность привлечения средств в НКО не уйдет от руководителя организации. Он ответственен за то, чтобы его НКО была обеспечена.
«В Великобритании организации получают в четыре раза больше от государства, чем от частных лиц. Но в 74% британских малых НКО руководители плохо спят и думают, где найти средства», — подчеркнул представитель Фонда президентских грантов.
Будущее фандрайзинга
Что касается перспектив развития фандрайзинга, то все участники дискуссии подчеркнули: будущее — за осознанной благотворительностью. Просто так перечислять деньги люди уже не хотят. У каждого сбора должны быть конкретные цели и задачи.
«Я четко должен понимать, когда моя тысяча рублей интегрируется во что-то полезное. Например, благодаря фестивалю удалось закупить мебель в детское учреждение: нужно озвучивать необходимые результаты. Должен быть положительный эффект от вашей акции», — считает Егор Ельчин.
«НКО должны внимательней относиться к коммуникациям с партнерами и своими жертвователями, в конце концов, личное общение никто не отменял», — подчеркнула Мария Долголенко, исполнительный директор Ассоциации фандрайзеров.
Митя Алешковский выразил уверенность, что тренд фандрайзинга будет меняться, так же как меняется и благотворительность.
«Люди хотят не просто жертвовать, а вкладывать инвестиции в решение какой-либо проблемы, чтобы повлиять максимальным образом на ситуацию. И в будущем люди будут опираться на данные, а не на чувства», — заключил Алешковский.
Дискуссия «Будущее фандрайзинга в России», прошедшая в центре «Благосфера», открыла официальную часть церемонии вручения премии за достижения в привлечении средств на благотворительные и социальные проекты «Золотой кот».
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.