С начала весны жители Екатеринбурга выступают против строительства 75-метрового храма на месте единственного большого сквера в центре города, который находится на набережной. С 13 мая, когда ночью был установлен забор, закрывающий 2/3 сквера, горожане собираются «на Драме» (местный топоним: сквер находится у Театра драмы. — Прим. авт.), чтобы добиться сохранения сквера.
Вчера прошла самая массовая акция. Люди «вооружились» фонариками, гирляндами и даже светящимися кроссовками и направили их свет на место стройплощадки, таким образом они символично пролили свет на происходящую несправедливость.
«За эти три дня новость разлетелась по всему миру, я видела сюжет и на ВВС. Но в разных СМИ по-разному освещают ситуацию. Она уже успела обрасти слухами и сплетнями, — рассказала АСИ участница акции Ирина. — Говорят, что ОМОН травит протестующих слезоточивым газом, борцы ММА бьют девушек, людей пачками запихивают в автозаки. Кто-то даже пишет, что мы против храма, который стоял на этом месте, но тут никогда не было храма – тут жилые дома были всегда. Забор в первые два дня сносили – это правда. А остальное – нет. Все очень жестко толкаются, но чтоб кого-то били – такого нет. Видела, как мужчину трое ребят из Росгвардии выносили, но он был пьян до чертей. Вчера цепь ОМОНа вытесняла людей — за пределы Драмы вообще, не только сквера».
На оставшемся клочке земли собралось, по разным подсчетам, от 5 до 7 тыс. людей. Они пели песни, играли на разных музыкальных инструментах, играли во фрисби. Когда стемнело, тысячи фонариков направились в сторону стройплощадки. Люди скандировали фразы: «Скверу быть», «Референдум», «Мы за сквер» и «Мэра сюда». Пели песни «Перемен требуют наши сердца» и «Скованные одной цепью». Пиццерия «Додо Пицца» угощала сэндвичами и пиццей участников акции, те в свою очередь предлагали перекусить бойцам ОМОНа, Росгвардии и полиции.
«Ситуация такая, что все разрешения, смена статуса земли, торги и оформления прошли задним числом, хотя всем говорят, что все было открыто и длилось довольно долго. Но это же не правда, было все так тихо, что некоторые люди узнали о стройке только тогда, когда столкнулись с забором, гуляя в привычном месте. Да и как могли разрешить строить такую махину там, где проходит единственная наша ветка метро? Люди во всех соцсетях пишут, кричат на улицах, что храм нужен и не один, но не в центре города. Поймите, мы не против храма, мы за то, чтобы его перенесли в другое место. Туда, где он реально нужен, туда, где его очень ждут жители. Ну как может быть храм на месте драк, ругани и погубленных деревьев?» — поделилась с АСИ пенсионерка, участница акции Нина.
Один из жителей города подсчитал, что в радиусе 2,5 км от сквера располагается 25 храмов и церквей. При этом в отдаленных районах либо их нет, либо не более одного.
За все время акции из сторонников строительства храма к горожанам вышел только настоятель Храма-на-Крови отец Максим Миняйло, который не пытался переубедить народ, просто общался. Мэр Александр Высокинский так и не пообщался с горожанами. Губернатор Евгений Куйвашев пригласил поговорить обе стороны 14 мая, но, по словам присутствующих, встреча не была продуктивной.
По итогам самой массовой акции около 40 человек задержаны, из них более 20 получили от 2 до 10 суток за мелкое хулиганство. Также была обнаружена небольшая компания молодых людей в темной одежде, которые подготовили диверсию: они бросали мусор, петарды и яйца в забор и силовиков, после скрывались, подставляя обычных активистов.
Ситуация имеет широкий резонанс: в Волгограде и Нижнем Новгороде жители организовали пикеты в поддержку екатеринбуржцев, жители других городов подписывают петиции, подбадривают в соцсетях и называют екатеринбуржцев героями. Многие звезды высказались в поддержку как сквера, так и храма.
Отметим, что стройка в сквере не соответствует минимальным правилам организации строительной площадки: паспорт объекта появился только на третий день после выстраивания ограждения, при этом он не отвечает ГОСТу. Мойка колес спецтехники отсутствует.
Напомним, стройка организована ООО «Храм Святой Екатерины», совладельцами которого являются гендиректор УГМК Андрей Козицын, Русская медная компания (РМК) и председатель совета директоров РМК Игорь Алтушкин. Храм планируют построить к 2023 году.
Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.