В ходе заседания Экспертного совета по вопросам совершенствования законодательства в сфере обеспечения безопасности детей и формирования доброжелательной и комфортной среды для их жизни заместитель председателя ГД Ирина Яровая заявила, что оперативно подготовит необходимые изменения в ряд законов, в том числе закон «Об образовании» и Семейный кодекс.
По ее словам, нужны дополнительные статьи, которые регламентировали бы образование детей-сирот с точки зрения гарантий ответственности государства за воспитание и социализацию детей, возможности подготовки к будущей профессии, а также работу психологов, педагогов, воспитателей с детьми для того, чтобы у них не возникало проблем с социализацией. Яровая пообещала, что в ближайшее время будут подготовлены поправки в законодательство, «направленные на формирование целостной системы мер, связанных в том числе с профессиональной подготовкой и социализацией воспитанников».
«Законодательство никак не ограничивает выпускников детских домов в получении высшего и специального образования. Однако таким детям очень нужна поддержка и вовлеченность взрослого человека на всем образовательном пути, — рассказала АСИ Людмила Дергачева, юрист проекта «Постинтернатное сопровождение» фонда «Дети наши». — Часто дети после школы поступают не на те специальности, к которым имеют предрасположенность и интерес, так как в большинстве случаев их направляют воспитатели учреждений по своему усмотрению. Воспитатели редко внимательно изучают интересы детей, а чаще направляют их по пути наименьшего сопротивления. А живя самостоятельно и учась в вузах или ссузах, выпускники учреждений совсем лишаются поддержки и часто бросают обучение без веских причин, а просто потому что надоело. Из-за этого остаются без образования и профессии».
По мнению экспертов, важно оказывать воспитанникам и выпускникам детских домов длительную поддержку, а также давать рекомендации по поступлению с учетом их интересов и перспектив.
«Главное, что поможет ребятам, которые все же оказались в детском доме, стать ответственными и самостоятельными взрослыми, умеющими справляться со своей жизнью, — это работа психологов с травмой от попадания в учреждение, разлуки с семьей, возможно, насилия, а также приближенные к семейным условия проживания в детских домах. Это позволяет понизить уровень стресса воспитанников сиротских учреждений, а стресс сильно снижает познавательную активность», — говорит директор благотворительного фонда «Дети наши» Варвара Пензова.
Она добавила, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны учиться в обычной школе. Уровень образования для всех детей, вне зависимости от их статуса, должен быть одинаково высоким.
«Не надо как-то особенно их выделять, достаточно обеспечить защиту от буллинга для всех детей, которые там учатся. Прежде всего это делается через просвещение и подготовку учителей и директоров, — считает Варвара Пензова. — Постоянный взрослый, наставник или доверенное лицо, которые искренне заинтересованы в успешности воспитанника сиротского учреждения, смогут поддержать и после выпуска, помогут предотвратить проблемы в адаптации к самостоятельной жизни».
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.