Это часть Осенней волонтерской конференции ЦЛП «Особое детство», которая проходила с 22 по 23 сентября на разных площадках Москвы.
Ведущая пленарной дискуссии, директор благотворительного фонда «Образ жизни» Елена Береговая заметила, что во взаимодействии волонтеров, некоммерческих организаций и представителей учреждений социальной защиты «много маленьких заноз».
«У госучреждений очень сложная миссия, потому что к ним приходят в гости. С нашей стороны, со стороны НКО, кажется, что все очень просто, — сказала Береговая. — Все понятно: мы пришли с благими намерениями. А со стороны учреждения (системы социальной защиты. — Прим. ред.) это процесс партнерства, потому что они отвечают за огромное количество подопечных и работников».
Она отметила, что нужно выстроить тройственные партнерские отношения: между подопечными, персоналом учреждений и волонтерами.
Анна Битова, директор РБОО «Центр лечебной педагогики», рассказала, что в одном из интернатов, с которым они работают, были очень удивлены, когда сотрудники и волонтеры центра решили прийти к ним. Она отметила, что умение принимать гостей и любовь к ним у сотрудников государственных учреждений соцзащиты выстраиваются далеко не сразу.
«В 2015 году мы сделали регламент взаимодействия между нашими организациями, НКО и волонтерским сообществом, — рассказала Алла Дзугаева, заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. — В нем мы утвердили форму соглашения, сделали реестр НКО, которые работают в наших центрах содействия семейному воспитанию (детские дома. — Прим. ред.), и порядок сопровождения наших детей. Нам важно, чтобы дети выходили за пределы учреждений вместе с волонтерами».
Дзугаева добавила, что помимо этого они предъявляют к волонтерам и требования: например, сдать определенный набор анализов. Она напомнила, что в их учреждениях есть «реальный гостевой режим» и что они открыты для волонтеров.
Мария Островская, президент благотворительной организации «Перспективы», подтвердила, что случаи, когда волонтеров принимают как гостей, известны, и такая практика постепенно распространяется по стране.
«Кое-где двери перед волонтерами открываются с большим скрипом, кое-где их открывают зубами, где-то они распахнуты настежь, — поделилась Островская. — Все очень сильно зависит от личности директора учреждения».
По ее мнению, открытость учреждений зависит также от добросовестности их работы: если там есть что-то, что может не понравиться гостям-волонтерам, двери остаются закрытыми.
Директор ГБУ ЦССВ «Наш дом» Вадим Меньшов отметил, что наше общество еще не совсем готово к открытому взаимодействию с учреждениями социальной защиты и их подопечными. Его учреждение открыто для волонтеров, и в отношениях с ними никаких проблем нет. А вот с людьми, которые живут по соседству с «Нашим домом», все обстоит гораздо сложнее. Он рассказал, что ему приходят недовольные сообщения от жителей районов, в которые его подопечные вместе с сотрудниками и волонтерами ходят гулять.
«Ваши дети занимают практически все место на площадке, и жителям с их детьми невозможно гулять. Раньше вы сюда не приходили, а теперь несколько раз в день, это угрожает нашей безопасности», — процитировал сообщение Меньшов.
Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.