Как сообщил АСИ зампредседателя общественного совета при Министерстве спорта РФ Роман Ольховский, за последние годы объем денежных средств, реализованных через СО НКО, вырос, однако количество некоммерческих организаций, развивающих физкультуру и спорт, уменьшилось.
«Несмотря на увеличение финансирования, рынок не развивается в некоммерческих структурах. Вероятно, это связано с тем, что в регионах становится удобно решать большинство задач через одну-две организации, — поясняет Ольховский. — И получается, что одни НКО становятся более профессиональными в работе с государственными деньгами, и, естественно, их начинают нагружать больше. А остальные в этом рынке не развиваются дальше и остаются за чертой государственного партнерства».
Зампредседателя общественного совета отметил, что большинство средств направляется на профессиональный спорт и спорт высших достижений. Это профессиональные спортклубы по игровым видам спорта и спортивные федерации, которые прежде всего тратят бюджет на организацию учебно-тренировочных сборов, поездки и участие спортсменов высокого класса в различных чемпионатах российского, европейского, международного уровня.
«Все это не подходит под понятие «услуги населению», не касается массового спорта, о котором идет речь во всех государственных документах, — говорит Роман Ольховский. — Нам нужны общественно полезные услуги и доступ СО НКО, прежде всего, к сфере физической культуры и массового спорта».
Эксперты общественного обсуждения в ОП РФ пришли к выводу, что массовый спорт недофинансируется, потому что нет стандартов государственных и муниципальных работ и услуг.
Ольховский отметил, что сегодня в массовом спорте нет стандартов ни по одной услуге. Как следствие – невозможно просчитать стоимость и оценить качество оказания услуги. Поэтому муниципалитеты вынуждены почти все имеющиеся средства вкладывать в массовые спортивные мероприятия, которые лишены адресности.
«Никто не понимает, что такое пропаганда физической культуры и здорового образа жизни, — говорит Ольховский. — Такая работа существует, но непонятно, в каких показателях ее измерить. А если ее невозможно измерить, непонятно, как применить к ней критерии оценки качества оказания услуги. Соответственно финансисты не могут рассчитать тарификацию, привязанную к подушевому финансированию».
То же касается «физкультурно-спортивной деятельности по месту жительства» или «физкультурно-оздоровительной деятельности для различных категорий населения». Нет ни одного нормативного документа, характеризующего, что такое различные категории населения, о каких социальных группах идет речь: это возрастной, социальный или гендерный критерий.
«Мы отметили это как серьезную проблему, но в то же время были вынуждены констатировать, что сегодня федеральному Министерству спорта эта проблематика неинтересна, — говорит зампредседателя общественного совета. — Минспорт считает, что развивать массовый спорт можно за счет всероссийских мероприятий и их региональных этапов. Не знаю, правильно это или нет, но учитывая, что развитие массового спорта и оказание адресных услуг населению относится к полномочиям регионального и муниципального уровня, мы обсудили возможность организации региональных пилотных площадок в 2020 году и дальше в прогрессивных регионах, желающих отработать механизм государственного муниципального заказа через СО НКО».
Ольховский подчеркнул, что на пилотных площадках будет отработана модель адресного финансового участия государства через СО НКО для конкретных физических лиц к получению услуг в сфере физкультуры и спорта. В том числе разработают госстандарты оказания этих услуг, которые потом НКО будут в своей работе выполнять.
«Мы сможем на уровне муниципалитетов опробовать организовать оценку качества оказания услуг и будем понимать объем их стоимости. Если эти практики будут успешны, как мы подразумеваем, то дальше они на федеральном уровне будут внедряться повсеместно», — заключил зампредседателя общественного совета.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен