На доставку в машине с капустой пожаловались жители поселка Дергачи: более пяти часов инвалиды первой группы ехали в машине, предназначенной для хозяйственных нужд Дергачевской ЦРБ, которая была заполнена мешками с овощами. В загруженном салоне им невозможно было даже вытянуть ноги. От медучреждения в Энгельсе, где они прошли процедуру гемодиализа, до поселка Дергачи около 250 км.
Зампредседателя правительства Саратовской области Сергей Наумов оценил такой способ доставки пациентов, как вопиющий факт и грубейшее должностное нарушение, которому «нет ни объяснения, ни прощения». Главврач Дергачевской районной больницы Шамиль Хусаинов, в свою очередь, сообщил, что не знал о сложившейся ситуации.
Гемодиализ – это очищение крови при помощи аппарата, который берет на себя фунцию почек. Он спасает пациентам жизнь, улучшает ее качество и дает возможность дождаться трансплантации. Пациентам с хронической почечной недостаточностью в терминальной стадии гемодиализ обычно делают три раза в неделю. Одна процедура продолжается 12 часов. Если пациент пропустит две процедуры, он умрет. Поэтому транспортировка до больницы и домой имеет огромное значение.
«Диализ — процедура фактически реанимационная. Проводится она в присутствии медицинского персонала, ведь процедура долгая и может случиться разное. Бывали случаи, когда люди умирали на обратной дороге» — говорит Людмила Кондрашова, председатель правления межрегиональной общественной организации нефрологических пациентов «Нефро-лига».
Пациентские организации, объединяющие нефрологических больных, уже не первый год сталкиваются с проблемой доставки пациентов на гемодиализ и обратно, хотя еще в 2009 году Верховный суд РФ разъяснил, что проезд к месту получения специализированной медицинской помощи методом заместительной почечной терапии является неотъемлемой частью этой терапии.
Однако изменения в законодательство о страховой медицине, касающиеся внесения транспортировки пациентов в тарифы ОМС на диализ, до сих пор не внесены. Более того, в 2016 году вышло письмо о недопущении нецелевого использования средств ОМС на оплату проезда пациентов к месту получения сеансов гемодиализа (письмо от 17 февраля 2016 г. N 1195/26/и). В результате в регионах решали проблему кто как может: где-то использовали службу социального такси, где-то принимали решения о дополнительных субсидиях. Плачевнее всего складывалась ситуация в регионах с бюджетным дефицитом.
Одним из следствий этого стало, по мнению экспертов Фонда «Здоровье» снижение в 2016 году доступности диализной помощи населению. По данным мониторинга, за год количество процедур гемодиализа в России сократилось на 2 млн. По информации, которую приводил заведующий кафедрой нефрологии и гемодиализа Института профессионального образования, главный внештатный специалист нефролог Минздрава России Евгений Шилов, в 2017 году в стране из 40 тыс. больных, к которым применяется заместительная почечная терапия, 80%, то есть около 32 тыс. больных, находятся на гемодиализе. По его оценкам, обеспеченность гемодиализом в России гораздо меньше необходимого и в три раза меньше, чем в Европе.
Ситуация стала меняться после обращения в 2017 году жительницы Орла на прямой линии к президенту с просьбой узаконить бесплатную перевозку на гемодиализ. И тогда, наконец, во исполнение поручения президента, пункт о транспортировке был включен в программу государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на 2018-2020 годы с формулировкой, что «для транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно может осуществляться финансовое обеспечение за счет бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов».
Однако эта формулировка предоставляет возможность интерпретации исполнительной властью субъекта РФ как необязательной к исполнению, и пациенты в этих регионах зачастую лишены такой жизненно необходимой услуги.
«К сожалению, у нас все еще нет единого федерального акта, который бы регламентировал доставку пациентов к месту диализа и обратно. Транспортировка попала в программу госгарантий, но, к сожалению, формулировка там такова, что это отдано на усмотрение регионов. Хотят — возят, не хотят — не возят», — рассказала АСИ Людмила Кондрашова.
Минздрав Саратовской области, однако, заявляет, что средства на организацию доставки больных с хронической почечной недостаточностью в прикрепленные гемодиализные центры имеются в достаточном объеме, и затрудняется пояснить, с чем связаны не единичные случаи экономии на доставке больных на сложнейшую процедуру.
Так, например, недавно сообщалось об аналогичной ситуации у жителей Красного Кута, которые также добирались до Энгельса на гемодиализ и обратно в разваливающемся «УАЗике».
Подобные ситуации не являются проблемой исключительно Саратовской области, но кое-где они успешно решаются. Например, в Самарской области фермеру и многодетному отцу Виталию Ковригину удалось добиться открытия нового отделения гемодиализа при больнице в городе Отрадное, что избавило его и многих других пациентов от многочасовых поездок на процедуру.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен