Об этом сообщают «Известия».
Согласно результатам опроса, 30% россиян за последний год дополнительно платили за лечение в стационаре. Почти 10% из них не посчитали, что это нарушает их права, а 16% ответили, что не знают, какие лекарства предоставляются бесплатно.
Однако 35% опрошенных жителей России заявили, что готовы выяснять, имело ли медучреждение право требовать плату за ту или иную услугу.
Агентство социальной информации спросило у президента Всероссийского общества гемофилии и сопредседателя Всероссийского союза пациентов Юрия Жулёва, как действовать, если в стационаре требуют дополнительную плату.
По словам Жулёва, лечебные учреждения часто просят расписку, по которой пациент дает согласие на оказание платных медицинских услуг. Подписывать это не надо, советует Жулёв, если вы планируете получить бесплатную помощь в рамках программы госгарантий, потому что в этом случае отстоять свои права будет сложнее.
«А зачастую пациент даже не знает об этом: эту расписку ему «подмахивают» вместе с согласием на оказание медицинской помощи, которое мы все должны подписать», — рассказал Жулёв.
Куда жаловаться и что делать
Первое — это администрация больницы. По словам Жулёва, нужно уточнить, почему та или иная услуга не предоставляется бесплатно по госгарантиям, и выслушать объяснения со стороны администрации.
«Такие объяснения, как «у нас закончились железки», «да это не положено», нужно перепроверять», — посоветовал эксперт.
Второе — это страховая медицинская организация.
«У нас у всех есть страховой полис, и это не пустая бумажка. Страховые организации призваны защищать интересы пациентов и соблюдать права граждан на оказание бесплатной медицинской помощи, — пояснил Жулёв, — у каждой страховой компании сейчас есть горячая линия, на которую можно позвонить и выразить обеспокоенность по поводу навязывания платных медицинских услуг».
Также Жулёв посоветовал обращаться в Росздравнадзор, который занимается надзором и контролем в сфере здравоохранения, и к собственникам больниц, то есть к минздравам и департаментам здравоохранения по региону.
Кроме того, Всероссийский союз пациентов организовал горячую линию по защите прав пациентов. Ее операторы могут объяснить, нарушены ли права, и подсказать, что нужно предпринять в случае, если это действительно так. «Ее особенность в том, что там сидят не врачи или юристы, а представители таких же пациентских организаций. Они обучены, они знают программы госгарантий и понимают основные виды нарушения прав», — заключил Жулёв.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.