Что такое внутренние коммуникации
Под внутренними коммуникациями можно понимать общение внутри команды, взаимодействие между членами коллектива по определенным правилам, для достижения определенной цели. С точки зрения руководителя организации, это система взаимоотношений, которую ему нужно выстраивать.
Внутренние коммуникации важны в том числе при разработке стратегии организации, говорит Андрей Мисюрев, руководитель «Бременских консультантов». Если не учитывать правила игры внутри организации, роли, уровень доверия друг к другу, то стратегия может не сработать.
Формула коммуникации
Управление внутренними коммуникациями лучше начинать с доверия, говорит эксперт.
Одна из формул, используемых в бизнесе, подразумевает, что результат — это исполнение, умноженное на стратегию. То есть если вы как руководитель хотите добиться результата, то вам нужны хорошие исполнители и хорошая стратегия.
Но в этой формуле не хватает доверия, добавляет Андрей Мисюрев. Поэтому формула достижения результата организации будет выглядеть следующим образом:
Р = И х С х Д
От чего зависит доверие
По мнению участников медиаклуба, на доверие влияют отдельные черты характера сотрудника, например необязательность, безответственность. Влияет и поведение человека: если один из сотрудников проявляет излишний, мелочный контроль к действиям другого, уровень доверия снижается.
Доверие сотрудника можно вызвать взаимным доверием по отношению к нему, считают представители НКО. Важен и так называемый фактор личного примера. Если руководитель организации требует соблюдать правила, которым сам не следует, доверие рушится. Например, просит не опаздывать, хотя сам не приходит на работу вовремя.
В то же время, когда сотрудник профессионален, это вызывает доверие, даже если его личные качества вас не вполне устраивают.
Как установить доверие
По словам Андрея Мисюрева, мы оцениваем сотрудника по тому, как он относится к делу и как себя ведет в работе. Поэтому один из инструментов внутренней коммуникации в НКО — договор или должностные инструкции.
«Отсутствие такого договора приводит к неясности. Если договорились на словах, коммуникация будет нечеткая. Человек, может, переживает о чем-то, не слышал. К тому же есть реконструкция памяти — он не так услышал, по-другому понял. Вам как руководителю лучше написать инструкцию и проговорить ее», — отметил эксперт.
Этой инструкцией можно пользоваться для разрешения конфликта. В этом случае, когда вы говорите, что человек непрофессионален, вы исходите из фактов — невыполненных договоренностей. Эти инструкции выгодны как руководителю, так и сотруднику. Последний понимает таким образом свою роль, функции, зону ответственности.
Еще один инструмент установления доверия в коллективе — знакомство новых сотрудников с рабочим процессом и командой. Иногда эту роль выполняет специальный куратор: он рассказывает, как устроена организация, к кому можно обратиться, объясняет структуру.
Помимо административных правил, во внутренней коммуникации работают и неформальные: принципы, традиции, установки, о которых договариваются члены коллектива. Они часто не входят в инструкцию, это своего рода ценности организации.
В коммуникации могут работать как административные правила, так и ценности. По мнению Андрея Мисюрева, долгосрочнее и выгоднее уменьшать количество правил.
Если не работают ценности
Даже ценности, которые вы обсудили с сотрудниками, могут не работать. Для их «запуска» можно использовать своего рода ритуалы и развивать привычки.
«Допустим, у нас в команде есть принцип «Право на ошибку», то есть ошибаться — это нормально. На словах красиво звучит. На деле очень сложно другому человеку показать свою ошибку. Ты даешь ему задание — приноси любой вариант. Он не приносит. Принцип нарушается. Можно обижаться, а можно «зашить» ритуал. Например, в понедельник мы планируем [проект], в среду ты показываешь все, что есть, со всеми ошибками, задаешь вопросы. Тогда в пятницу ты приносишь уже хороший результат», — рассказал эксперт.
Ритуалом организации может стать все что угодно: организуйте час, когда сотрудники могут рассказать, что их волнует, а руководитель отметит, что нужно исправить. Или выделите время, чтобы заниматься в офисе йогой. Попросту находите возможность веселиться всей командой.
«Ицхак Адизес (один из ведущих мировых экспертов в области повышения эффективности ведения бизнеса и правительственной деятельности. — Прим. ред.) советует раз в месяц собирать сотрудников, чтобы мечтать, фантазировать. Мы не планируем это как задачу, просто люди рассказывают, что им нравится, чего бы им хотелось. Бывает, что руководитель зацикливает на себя все управление, а людям нужно просто помечтать. Мы, например, собираемся в кафе и разговариваем без цели», — добавил Андрей Мисюрев.
Мастер-класс проводился в рамках медиаклуба «АСИ — Благосфера» с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Смотреть видеозапись
Медиацентр — совместный проект центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. Его цель – продвижение в обществе идей благотворительности и социальной ответственности, социальной активности граждан с использованием различных медиаформатов. Один из таких форматов — медиаклуб для проведения обучающих, дискуссионных и просветительских мероприятий в сфере коммуникаций с участием профессионалов для НКО, сообществ, граждан.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.