Исследователи сосредоточились на инфраструктурных НКО — тех организациях, которые не только решают важные социальные задачи, но и влияют на развитие гражданского общества. Особое место среди них занимают НКО, которые создавались как ресурсные центры и трансформировались в институты развития.
Исследование проводилось с июня 2019 года по январь 2020 года. Это были интервью с лидерами влиятельных инфраструктурных НКО из разных регионов России и экспертами в сфере развития некоммерческого сектора, анкетирование лидеров инфраструктурных НКО и ресурсных центров.
Самые влиятельные
Респонденты назвали 58 инфраструктурных НКО, которые существенно повлияли на развитие сектора в России. Как правило, это НКО, работающие более 20 лет, в основном в Москве и Санкт-Петербурге. Они вносят ощутимый вклад в обеспечение ресурсной поддержки НКО, их профессиональное развитие, взаимодействие с бизнесом, СМИ, развитие корпоративной благотворительности, позиционирование сектора как коллективного партнера власти.
Информационное пространство
Когда появились первые ресурсные центры, еще не было интернета. Многие инфраструктурные организации завели
собственные периодические издания, издавали книги. Сейчас переводных публикаций стало меньше и значительно больше российских. НКО снабжают журналистов актуальной информацией о важных событиях в секторе, регулярно выходят публикации на социальные темы.
Обучение НКО
Ресурсные центры первыми освоили технологию проведения грантовых конкурсов, разработали соответствующую нормативно-правовую базу. Сегодня у НКО популярна Российская школа грантмейкинга, которую проводят представители ведущих инфраструктурных НКО. Они обучают и консультируют по вопросам создания НКО, управления и организационного развития, оценке программ и проектов, фандрайзингу, GR, PR-коммуникациям, внедрению социальных технологий, целей устойчивого развития.
Кроме того, инфраструктурные организации помогают налаживать взаимодействие между НКО: проводят совместные форумы, конференции, семинары и создают коалиции.
Взаимодействие с властью
Исследование показало, что, несмотря на осторожное отношение власти и бизнеса к некоммерческим организациям вначале, со временем их стали рассматривать как важного партнера. Начали создаваться общественные советы и палаты. Представители бизнеса стали входить в попечительские советы НКО. В последние годы государственные структуры и бизнес-компании все чаще привлекают инфраструктурные организации для консультаций по социально значимым вопросам. НКО способствовали развитию корпоративной благотворительности и добровольчества, социальных программ.
Лидеры ведущих НКО считают, что добиваться результатов удается, потому что, в первую очередь, их деятельность востребована. А кроме того, они работают системно, настойчиво и последовательно.
Ссылка на полный текст исследования.
Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.