Видеоликбез по приемному родительству фонд «Арифметика добра» создавал для тех, кто только задумывается о приемном ребенке, и для состоявшихся приемных родителей, которые нуждаются в информационной поддержке специалистов. Но он будет полезен также кровным семьям — всем родителям, стремящимся наладить отношения со своими детьми.
«Если вы сталкиваетесь с кризисами возрастного развития ребенка, если вас пугают особенности подросткового возраста, если не знаете, как помочь ребенку справиться с травмой, то этот курс для вас», — заявляют его создатели.
Курс состоит из 16 видеолекций. Их записали психологи, специалисты по детско-родительским отношениям, кризисам поведения и сиротству.
#1 Сиротство в России, Светлана Строганова, руководитель направления «Семья» благотворительного фонда «Арифметика добра»: как люди чаще всего хотят помогать детям-сиротам и какая помощь им действительно нужна.
#2 Семья как реабилитирующая структура, Анна Гайкалова, психолог, психофизиолог: почему семья — единственный способ выжить в социуме для ребенка, попавшего в «систему».
#3 Последствия разрыва с кровной семьей, Дина Магнат, психолог, ведущая школы приемных родителей при Институте развития семейного устройства: почему травма потери семьи никогда не проходит бесследно и как ее можно компенсировать.
#4 Травма и проживание горя, Зоя Ордина, гештальт-терапевт, ведущий психолог благотворительного детского фонда «Виктория»: что нужно ребенку, чтобы отгоревать после самой грандиозной потери в его жизни.
#5 Расстройство привязанности у детей-сирот, Дина Магнат: почему привязанность к близкому взрослому — главное условие нормального развития ребенка, и почему всегда лучше жить в семье, даже если в детском доме хорошо.
#6 Жестокое обращение с детьми, Зоя Ордина: как дети переживают жестокость и пренебрежительное отношение со стороны взрослых.
#7 Диспропорции развития детей в детских домах, Алена Синкевич, психолог, координатор благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»: к каким последствиям приводит непрожитый опыт привязанности в начале жизни ребенка.
#8 Этапы и кризисы возрастного развития ребенка, Алена Синкевич: откуда берутся пугающие диспропорции между эмоциональным развитием ребенка из «системы» и его возрастом.
#9 Особенности подросткового возраста, Татьяна Дорофеева, психотерапевт, ведущая школы приемных родителей: почему так важно, чтобы рядом с подростком был надежный взрослый, который умеет доверять и позволяет совершать ошибки.
#10 Трудное поведение детей с сиротским опытом, Татьяна Дорофеева: почему так трудно сформировать границы для детей, которые от рождения до 11-13 лет прожили в сиротском учреждении, зачем они так часто подвергают себя опасности, с чем может быть связан резкий разрыв контакта и т.д.
#11 Плохие и хорошие гены, Илья Захаров, старший научный сотрудник лаборатории возрастной психогенетики Психологического института Российской академии образования: с какими мифами из школьной программы борются психогенетики и почему гены и среда, дополняя друг друга, никогда не играют решающую роль поодиночке.
#12 Кровные родственники, Диана Машкова, руководитель программы «Просвещение» благотворительного фонда «Арифметика добра»: почему ребенок ощущает разрыв с кровной семьей не в момент изъятия, а тогда, когда оказывается в замещающей семье, и как это сказывается на его поведении.
#13 Тайна усыновления, Диана Машкова: как возникла потребность скрывать происхождение ребенка, которая впоследствии стала повсеместной нормой и была закреплена в Семейном кодексе РФ, и зачем хранить тайну, даже если раскрытие информации об усыновлении никак не сказывается на судьбе ребенка.
#14 Приёмные дети с ограниченными возможностями здоровья, Анна Корзун, координатор проекта «Близкие люди» благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»: почему дети с одним и тем же диагнозом, оказавшись в семье, развиваются по-разному, и почему не стоит думать, что любовь лечит все.
#15 Мотивация приёмных родителей, Наиля Новожилова, руководитель фонда «Арифметика добра»: почему бывает сложно осмыслить мотивы, по которым люди исключают возможность принять ребенка в семью, и при каких обстоятельствах нежелательно становиться приемным родителем.
#16 7 мифов о приёмном родительстве, Светлана Строганова: что мешает людям действовать, если они хотят взять приемного ребенка, и какие ограничения на этот счет есть в законодательстве.
В фонде предупреждают: лекции носят информационный характер, прохождение курса не дает права на получение сертификата об обучении в школе приемных родителей. Продолжительность каждой лекции не более 25 минут.