Фейк-ньюз
Фейк-ньюз регулирует часть 9 статьи 13.15 КоАП РФ. По закону, фейк – это распространение недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и общественной безопасности, угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи.
То есть, попасть под закон о фейк-ньюз могут многие организации, отмечает Галина Арапова и уточняет: есть несколько факторов, которые делают материал фейком, о чем важно надо знать НКО:
- Если в основе текста лежит недостоверная информация и она подается, как достоверная;
- Если она влечет за собой негативные последствия, угрозу здоровью людей;
- Если она влечет за собой дестабилизацию систем жизнеобеспечения общества.
За такой текст физические лица штрафуются на 30-100 тыс. рублей, должностные лица на 60-200 тыс., организации на 200-500 тыс.
Поправки в период пандемии
Согласно новым поправкам, которые вступили в силу 1 апреля 2020 года, распространение фейк-ньюз также запрещается в интернете и мессенджерах.
«Верховный суд отметил, что если информация касается обстоятельств, представляющих угрозу жизни и безопасности, в том числе в ситуации эпидемии, то ответственность будет даже в том случае, если вред этим причинен не был», – говорит Галина Арапова.
За распространение фейк-ньюз юридическое лицо могут принудить выплачивать штраф в сумме от 1,5 до 3 млн рублей. Есть и уголовная ответственность за фейк-ньюз, которая касается именно физических лиц.
Как отмечает Галина Арапова, из юридической практики можно выделить несколько основных случаев, когда материал относят к фейк-ньюз:
- Тексты, которые могут вызвать панику;
- Информация, которая расходится с официальными сводками в худшую сторону;
- Материалы, которые говорят о неэффективности принимаемых мер;
- Новости о том, что не хватает ИСЗ, антисептиков, лекарств и так далее;
- Публикации о методах лечения и лекарствах, которые явно не помогают.
Что можно рассказывать о человеке?
Кроме ситуаций с фейк-ньюз, с которыми могут столкнуться некоммерческие организации, часто случаются трудности и при публикации личных данных человека. Есть несколько проблем, которые чаще всего возникают при работе с героем:
- Человеку не нравится информация, порочащая его честь или достоинство;
- Человек против распространения информации о частной жизни;
- Человек не согласен на распространение персональных данных;
- Человек против публикации фотографий без согласия.
«Персональные данные – любая информация, которая рассказывает о нас и позволяет нас узнать. Персональные данные могут разглашаться только по согласию человека», — добавляет эксперт.
Сюда относятся имя, дата рождения, адрес, семейное, социальное и имущественное положение, образование, профессия, доходы и другая информация.
Есть три ситуации, когда распространять персональные данные можно без согласия человека:
- В государственных, общественных или иных публичных интересах;
- В случаях, когда информация о частной жизни стала общедоступной ранее; если она была раскрыта самим гражданином и по его воле.
Галина Арапова подготовила несколько рекомендаций для НКО, которые работают с людьми и публикуют их личные данные:
- Все организации, которые работают с людьми и пишут о людях, должны зарегистрироваться в РКН как операторы персональных данных;
- Привести в порядок всю документацию, которая требуется по закону о персональных данных;
- Не публиковать (излишние) персональные данные граждан без согласия;
- При получении требования удалить персональные данные, это следует сделать в течение трех дней и составить об этом акт.
Право на изображение человека
Некоммерческие организации часто совершают ошибки, когда решают опубликовать фотографию человека. Есть всего три случая, когда публиковать изображение можно без согласия автора и самого героя:
- В государственных, общественных или иных публичных интересах;
- Изображение получено при съемке, которая проводилась в местах, открытых для публичного посещения, или на публичных мероприятиях. За исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования. То есть фотография не привлекает внимание к конкретному человеку;
- Гражданин позировал за плату.
В случае, если организация публикует фото ребенка, обязательно нужно разрешение родителей.
Контент в социальных сетях
НКО необходимо помнить, что не вся информация в социальных сетях доступна для свободного копирования и размещения на своих сайтах. Использовать можно факты, если человек сам их обнародовал, фотографии (с соблюдением правил цитирования и авторского права), а также скриншот видео (в качестве цитаты).
Нельзя без разрешения публиковать фотографии без согласия изображенного лица (даже если он сам опубликовал это фото в социальных сетях), материалы, признанные экстремистскими, и чужие фото и видео без согласия, если есть запрет на их использование.
Медиацентр «АСИ – Благосфера» – совместный проект центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. Его цель – продвижение в обществе идей благотворительности и социальной ответственности, социальной активности граждан с использованием различных медиаформатов. Один из таких форматов – медиаклуб для проведения обучающих, дискуссионных и просветительских мероприятий.
Видеозапись мастер-класса
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен