По словам экспертов, международная практика показывает: эффективная корпоративная отчетность сегодня – это, в том числе, нефинансовые ESG-показатели: экологические, социальные, управленческие.
Что дает бизнесу нефинансовая отчетность
По данным Национального регистра нефинансовых отчетов на сайте РСПП, отчеты в области устойчивого развития составляют 34% от общего числа опубликованных нефинансовых отчетов. Более трети (36%) из них – отчеты нефтегазовых компаний.
Нефинансовая отчетность положительно сказывается на репутации компании и доверии к ней. Это, по мнению руководителя группы по оказанию услуг в области устойчивого развития компании «Делойт» Ивана Кухнина, «самый важный актив после людей».
«Сейчас расширяется периметр использования нефинансовой отчетности – он влияет на широкую группу заинтересованных лиц: партнеры, инвесторы, органы власти, локальные сообщества», — говорит Кухнин.
Устойчивые компании склонны относиться к качеству своего продукта более внимательно. «За рубежом компания чаще всего начинает рассказ о себе с описания своего продукта. Это считается хорошим тоном – думать, как твой продукт может улучшить жизнь людей в мире. Мне нравится этот западный подход, мне бы хотелось видеть такое на российском рынке», — говорит управляющая по устойчивому развитию и волонтерским программам aффилированных компаний «Филип Моррис Интернешнл» в России Ольга Лучина.
Информация должна быть доступной
Эксперты уверены: любая организация должна открывать инвесторам информацию о том, как она создает устойчивую стоимость и осуществляет долгосрочное планирование.
«Прозрачность развития отчетности – неотъемлемый элемент ответственной деловой практики», — говорит управляющий директор по корпоративной социальной ответственности, устойчивому развитию и социальному предпринимательству Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Елена Феоктистова.
По ее мнению, сегодня доступная информация становится предметом внимания не только ответственных инвесторов, но и традиционных, а регуляторы часто оценивают компанию именно по ее нефинансовой отчетности. «Отчетность – инструмент формирования лица компании, и ее роль только возрастает», — подчеркивает Феоктистова.
Какие в этой области есть тренды
Заместитель руководителя Департамента многостороннего экономического сотрудничества и специальных проектов Министерства экономического развития РФ Антон Цветов отмечает, что один из основных трендов в этой области – это стремительная монетизация темы устойчивого развития в конкретные экономические эффекты для стран, компаний и потребителей. «Вне зависимости от требований регуляторов для современных компаний это часть рыночной конъюнктуры», — уточняет Цветов.
«Тренд на реализацию целей устойчивого развития, в свою очередь, создает новые рыночные ниши. Реализация целей в том объеме, в котором она сейчас представляется, потребует новых отраслей и удовлетворения тех потребностей в развивающихся странах, которые в развитых уже удовлетворены: образование, здравоохранение, продовольствие. Компании должны осознавать эти возможности», — говорит эксперт.
По его словам, после пандемии существует дилемма между быстрым восстановлением и устойчивым. «Страны стараются не упустить тренд на устойчивость под воздействием пандемического шока. По нашим ощущениям, страны боятся, что устойчивость пошатнется. Вероятно, они будут стремиться к более строгой и жесткой интеграции устойчивых механизмов», — отметил Цветов.
Зарубежная устойчивость
Руководитель российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития – Прим. ред.) РАНХиГС при Президенте РФ Антонина Левашенко отметила, что ОЭСР приняла стандарты ответственного ведения бизнеса еще в 1976 году. Среди ее руководящих принципов для многонациональных предприятий – стандарты для бизнеса в 9-ти областях: экология, права человека, трудовые права, интересы потребителей, раскрытие информации, борьба со взяточничеством, налогообложение, конкуренция, наука и технологии.
«В странах ОЭСР (в организацию входят 37 государств, в том числе большинство государств — членов ЕС. Россия в ней не состоит – Прим.ред.) это происходит на уровне государства: принимаются дорожные карты, там более системный подход, в том числе для отдельных отраслей и малого и среднего бизнеса», — говорит Левашенко.
В России, по ее словам, практика пока более разрозненная. Для сравнения, в 2019 году 16 403 компании из разных стран опубликовали почти 100 тыс. нефинансовых отчетов. В России за тот же период в Национальном регистре корпоративных нефинансовых отчетов зарегистрировали 924 отчета.
Директор Центра корпоративной социальной ответственности им. Прайсвотерхаус Куперс, директор программы «Управление проектами в области социального предпринимательства», доцент кафедры стратегического и международного менеджмента ВШМ Юрий Благов подчеркивает: «Нефинансовая отчетность – это не буклет. Это отчет о достижении целей, которые мы перед собой ставим. Но невозможно достичь устойчивости в одной отдельно взятой компании – это системная работа».
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.