На портале нормативно-правовых актов 11 сентября опубликовали проект федерального закона «О донорстве крови и ее компонентов», подготовленный Минздравом России. Согласно тексту пояснительной записки, проект разработали, чтобы внести «нормативную определенность» в регулирование передачи крови и ее компонентов.
Консультант по социально-правовым вопросам благотворительной организации «Ночлежка» Игорь Карлинский считает проект «толковым и нужным» — но это в целом. Обеспокоенность же правового консультанта вызвали, в частности, статьи 20 и 21 нового проекта. «На статью 20 в действующей редакции и редакции проекта я и хочу взглянуть со своей колокольни, стоящей на костях и страданиях бездомных», — говорит АСИ Карлинский.
Так, в статье 20 проекта описывается создание и ведение базы данных донорской крови и ее компонентов, которая, согласно тексту, нужна для контроля за донорской сферой. Карлинский сравнил нововведение с нынешней редакцией закона и отметил, что в эту базу данных, как и раньше, будут вносить информацию о регистрации по месту жительства или пребывания каждого донора, который сдал кровь (пункт 4 части 5 ст. 20).
«Логику Минздрава, фактически исключающего не имеющих регистрации граждан из числа потенциальных доноров, понять можно. Но в этой логике есть довольно большой изъян: среди не имеющих регистрации граждан легко опознаваемые на улице маргинальные личности, с которыми у чиновников от здравоохранения ассоциируется понятие «лица БОМЖ», на самом деле составляют хоть и значительное, но все же меньшинство. Большинство — обычные люди. Например, всевозможные дольщики — обманутые и нет — молодые люди, еще не обзаведшиеся собственным жильем и неофициально снимающие квартиры», — комментирует правовой консультант.
По его опыту, среди бездомных людей встречались и почетные доноры. И отлучать их всех от донорства из-за отсутствия регистрации не кажется Карлинскому «шагом, направленным на рост числа доноров».
К тому же, по словам Карлинского, в проекте есть положения, последствия которых «могут быть значительно хуже». Это, в частности, часть 6 статьи 20 — она предусматривает ведение регистра реципиентов донорской крови. В этот регистр, согласно пункту 4, необходимо вносить информацию о регистрации и месте жительства или пребывания реципиента.
По мнению Карлинского, без этих данных реципиентов регистрировать не получится. Это создаст сложности для медиков, работающих с людьми без регистрации.
«К чему приводят такие сложности, мы также знаем из практики — к отказу в предоставлении соответствующих услуг. В данном случае, это может привести к отказам от переливания крови и (или) ее компонентов не имеющим регистрации пациентам и, как следствие, к снижению качества и эффективности оказания им медицинской помощи», — говорит эксперт.
Такая же ситуация коснется и реципиентов донорской крови и (или) ее компонентов с выявленными аллоиммунными антителами (часть 7 ст. 20).
Карлинский также замечает, что в регистры должны вноситься достаточно много данных: фамилия, имя, отчество, дата рождения, пол, реквизиты паспорта или иного удостоверяющего личность документа, страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС).
«При таком обилии данных вопрос идентификации соответствующего гражданина и без информации о регистрации по месту жительства или пребывания не представляет никакой сложности. Поэтому, с моей точки зрения, для исключения риска возникновения описанных выше негативных эффектов пункты 4 в частях 5 и тем более 6 и 7 ст. 20 в редакции проекта следует изложить так: “4) информация о регистрации по месту жительства или пребывания (при наличии)”», — заключает правовой консультант.
«Кстати, оговорка “(при наличии)” вполне уместна и применительно к отчествам. Они, как и регистрация по месту жительства или пребывания, не у всех в нашем Отечестве есть», — добавляет Карлинский.
Общественное обсуждение проекта продлится до 25 сентября.
Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.