Книга американского благотворителя Дэна Паллотты вышла впервые на русском языке в издательстве фонда «Нужна помощь». «Обыкновенный филантроп» — продолжение другой книги Паллотты «Неблаготворительность» и его знаменитого выступления на TED, где он объясняет, почему привычное отношение общества к благотворительности ограничивает фонды, не позволяя им добиваться большего. В новой книге Паллотта утверждает, что благотворительность и некоммерческий сектор — мощнейшие инструменты развития общества, и именно с их помощью при общественной поддержке можно добиться желаемых перемен в своей стране.
Презентация книги состоялась в виде полноценной дискуссии с участием директора фонда «Нужна помощь» Мити Алешковского, руководителя фонда помощи хосписам «Вера» Анны Скоробогатовой и директора Центра толерантности Еврейского музея Анны Макарчук.
«Паллотта много лет борется с тем, что общество готово платить большие деньги за оружие, игры, но при этом считает недопустимым отправлять средства туда, где люди делают что-то хорошее, — пояснил Митя Алешковский. — Он создал компанию по защите прав благотворителей и организацию, которая создает маркетинговые программы для продвижения благотворительности».
«Лично в моей жизни книги Паллотты сыграли очень большую роль. Успехи, которых мы достигаем в фонде «Нужна помощь», во многом стали возможны благодаря подходу, который описан в его книгах», — добавил Алешковский.
Анна Скоробогатова подтвердила, что деятельность благотворительных организаций для многих по-прежнему стигматизирована. Распространено мнение, что сотрудники фондов работают без заработной платы или что фонд не может тратить деньги «на себя». Например, чтобы заменить в офисе сломавшийся флипчарт, эту помощь нужно «наплакать».
По мнению директора фонда «Нужна помощь», и в Америке, и в России общество считает, что помощь — это только финансовые средства. Если фонд «не дает деньги в руки», а оплачивает услуги психолога или юриста — это не помощь.
«Ключевой момент: помощь — это не деньги, а благотворительный фонд — не кошелек. Помощь — это компетенции и знания, которые применяются, чтобы эту помощь оказать», — утверждает Алешковский.
По словам Анны Макарчук, мнение общества начало постепенно меняться. После начала пандемии, когда доходы людей сократились, помощи, наоборот, стало больше. «Стало много людей, желающих подключаться другими способами, выросло количество деятельности pro bono. Это как раз про то, что люди перестали мерить все деньгами». Анна Скоробогатова с весны отмечает огромный рост желания помочь со стороны бизнеса. В фонд стали обращаться организации, которые никогда раньше не занимались благотворительностью, но при этом «сотрудники чувствуют, что мало помогают».
«Я недавно смотрела интервью Мити Хрусталева, который является одним из попечителей фонда «Галчонок», — рассказала Анна Скоробогатова. — На вопрос, зачем он принимает участие в благотворительности, он ответил: «Я эгоист, я от этого кайфую!» Это очень хорошо бьется с нашим исследованием «Почему люди участвуют в благотворительности».
«Один из главных выводов, который мы сделали, — человек помогает другим, чтобы на самом деле помочь себе. Он испытывает от этого определенные эмоции», — добавила Скоробогатова.
В центральной части книги Паллотта приводит три базовых вопроса, которые необходимо задать некоммерческим организациям, если вы собираетесь им помочь: «Каковы ваши цели? Удалось ли вам приблизиться к их достижению? Что вы делаете для того, чтобы ваша работа была эффективной?» По ответам автор предлагает сделать вывод, стоит ли инвестировать в эту организацию деньги и время.
«А как измерить социальное воздействие? Какими методами и метриками? — задает встречные вопросы Митя Алешковский. — Реальной оценки деятельности НКО сегодня повсеместно нет. Потому что это трудоемко и очень дорого. Еще одна проблема благотворительных организаций заключается в их подходе — отчитаться о своей работе, а не о результатах своей работы. Отвечая на вопросы автора книги: мы сейчас разрабатываем систему оценки социального воздействия для некоммерческого сектора, чтобы можно было туда свои данные вложить и получить ответ, что мы в своей сфере хороши на столько-то процентов».
По итогам дискуссии участники порекомендовали дополнительный список книг, которые будет полезно прочесть всем, кто собирается или уже работает в социальной сфере:
- Сознательный капитализм, Джон Макки;
- Новая власть, Джереми Хейманс, Генри Тиммс;
- Силы добра. Шесть практик влиятельных социальных проектов, Лесли Р. Кратчфилд, Хедер Маклауд Грант;
- Сто друзей. Поведенческая экономика волонтерского фандрайзинга, Катрина Ванхасс, Отис Фултон;
- Subscribed economy, Tien Tzuo, Gabe Weisert.
Приобрести книгу «Обыкновенный филантроп» Дэна Паллотты можно здесь.
Дэн Паллотта — известный американский предприниматель, фандрайзер, писатель и активист. Создатель таких успешных благотворительных инициатив, как трехдневные пешие прогулки в поддержку людей с раком молочной железы и многодневные велопробеги в пользу исследований и профилактики ВИЧ. За девять лет существования этих проектов удалось собрать более полумиллиарда долларов. Модели и методы, которые создал Паллотта, теперь используются десятками благотворительных организаций по всему миру.