Москвичи массово жаловались на работу приложения «Социальный мониторинг» и необоснованные штрафы в период карантина. Доклад по этим жалобам представил глава СПЧ Валерий Фадеев. По его словам, ошибок действительно было много, но власти оперативно отреагировали и проработали десятки тысяч претензий.
На жесткость ограничительных мер в карантин жаловались россияне и из других регионов.
«На мой взгляд, у нас никаких перегибов нет. В Европе на улицах все ходили и ходят в масках, и штрафы у них 500 евро», — сообщает Фадеев.
В зоне риска остаются так называемые «невидимые люди», которые оказались вне поля зрения государственных институтов в период самоизоляции. К ним относятся одинокие пожилые люди, люди с ментальными особенностями, тяжелобольные дети. Поддерживать такие группы должны НКО, но поток пожертвований в них уменьшился, по словам Фадеева, в десять раз, и работать стало сложно.
«Поддерживать НКО нужно с помощью не грантового, а регулярного финансирования», — считает председатель СПЧ.
Много вопросов все еще связано с переходом на дистанционное обучение. В России более трех миллионов школьников из малообеспеченных семей, где не могут себе позволить по компьютеру на каждого ребенка.
«Получается, что образование становится платным, — заявляет Фадеев. — Мы обратились в Госдуму с предложением найти способы обеспечить нуждающиеся семьи с детьми необходимым количеством техники».
Эксперт СПЧ Игорь Ашманов озвучил новую опасность: у государственных органов возникает «азарт цифровизации всего и вся». Бесконтрольная цифровизация может привести к нарушению базовых прав граждан, в том числе права не заходить в цифровую сферу, права на приватность и защиты своей цифровой идентичности.
По словам Ашманова, «евангелистов» тотальной цифровизации в правительстве много. Поэтому так важно создать некий цифровой кодекс, который поможет регулировать новую сферу с ее новыми правами.
«Есть риск развития в сторону цифровой дискриминации, когда слежение за людьми приведет к созданию способов оценки людей и, по сути, социальных рейтингов. В нашей жизни может реализоваться адская антиутопия», — предупреждает эксперт.
Болезненным и острым остается вопрос быстрого роста безработицы. По мнению члена СПЧ Татьяны Мерзляковой, поддержка, кредиты и выплаты бизнесу отчасти помогли, но, к сожалению, не все рекомендации президента в регионах были полностью выполнены.
«Кто-то не мог выплатить зарплаты, кто-то не хотел. Основные крупные предприятия выжили — это хорошо, но поддержка малому и среднему бизнесу по-прежнему необходима», — заключила Мерзлякова.