Проект поправок в ст. 18 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» Госдума рассмотрит уже в декабре, сообщают «Известия». По проекту отказать в предоставлении услуг можно будет только при наличии соответствующего заключения уполномоченной медицинской организации. А если человек получит заключение, подтверждающее его «безопасность», услуги возобновятся.
Разработчики проекта говорят, что о таких изменениях просили сами социальные работники, так как опасаются за свою жизнь и здоровье.
«Оставить людей без помощи — не решение…»
По мнению Светланы Файн, директора АНО «Друзья общины святого Эгидия», защита социальных работников – важная проблема, но надо искать другие способы ее решить. В центре системы социальной помощи всегда должен стоять нуждающийся в ней человек, его личность и его жизнь.
«Пожилым людям необходима качественная поддержка, и наличие заболеваний увеличивает, а не уменьшает эту потребность. Оставить людей без помощи – не решение, так же, как нельзя оставить без помощи больных с целью защиты медицинских работников», − говорит эксперт.
Пандемия может стать стимулом для того, чтобы перестроить и усовершенствовать систему оказания социальной помощи в сложных ситуациях, внедрить более гибкие и творческие подходы, новые формы и методы работы, подчеркивает Светлана Файн.
Это вопрос организации. Например, к больным с COVID-19 можно направлять только соцработников с антителами и иммунитетом или молодых соцработников, которые посещают только клиентов с коронавирусом. Какие-то услуги, возможно, стоит оказывать в удаленном режиме (например, заказ продуктов, поддержка и психологическая помощь по телефону), можно работать с местными и соседскими сообществами для создания сети солидарности вокруг пожилого человека.
«Очевидно, соцработники, контактирующие с инфекционными больными, нуждаются в дополнительных стимулирующих выплатах. В трудное время пандемии соцработники действительно оказались буквально на передовой и нуждаются в поддержке и защите. Да, отдельный соцработник должен иметь право отказаться от посещения конкретного клиента с инфекционным заболеванием, но это не должно быть причиной отказа человеку в помощи», − считает эксперт.
Опасно или сложно?
Разработчики включили в круг заболеваний, из-за которых социальный работник может отказаться от обслуживания клиента, неинфекционные заболевания (онкологические, психиатрические, эпилепсию).
«Наличие этих заболеваний может усложнять деятельность соцработника, но не влечет рисков для его здоровья, − говорит Светлана Файн. − Конечно, если человек нуждается в госпитализации в инфекционную больницу или больницу общего профиля, туберкулезный диспансер или хоспис и оказании квалифицированной медицинской помощи, безусловно, его нужно госпитализировать, а не «лечить» силами соцработников, но для этого не нужен отдельный законопроект».
Лучшее качество жизни и право выбора
«По идее, такие лица [с опасными заболеваниями – Прим. АСИ] должны находиться в специализированных учреждениях и получать соцподдержку там», — цитируют «Известия» Ярослава Нилова, разработчика законопроекта, главу Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов.
Такой подход, по мнению Светланы Файн, противоречит логике системы долговременного ухода, которая внедряется на правительственном уровне с 2018 года. Важнейший принцип системы долговременного ухода состоит в том, что человек, который нуждается в посторонней помощи, должен получить максимально возможное при его ограничениях качество жизни, автономность, право выбора и возможность самореализации.
По мнению Светланы Файн, проект поправок в ст. 18 закона «Об основах социального обслуживания» может привести к сужению возможности получения помощи и лишить людей права выбора.
«Пожилой человек не мешок картошки, который можно перемещать без его воли. Болезнь не преступление, за которое человека можно лишить права выбора, − подчеркивает Светлана Файн. − Все люди имеют право на свое решение, и оно не должно быть вынужденным, обусловленным оставлением без помощи».
В учреждении опасность выше, чем дома
Если стационарные учреждения начнут принимать людей, которым из-за инфекционных заболеваний отказывают в уходе на дому, риск распространения инфекции в этих учреждениях резко возрастает, подчеркивает Светлана Файн. Она напоминает про опыт Ломбардии, где больных коронавирусом, которые нуждались в обсервации и уходе, поместили на свободные места в дома престарелых. Это привело к вспышке эпидемии и гибели десятков пожилых людей.
«В первую волну пандемии в таких странах как Италия и Испания около 50% жертв коронавируса были жителями домов престарелых. Риск заразиться COVID-19 для пожилого человека, проживающего в большом учреждении, значительно выше, чем для живущего дома. Этот трагический опыт учит, что направлением развития социальной помощи должна быть деинституционализация, предоставление пожилым людям возможности оставаться у себя дома, чего большинство из них хочет, с получением необходимой помощи на дому», − резюмирует Светлана Файн.