Участники разбирались, как изменились коммуникации с благополучателями и СМИ в 2020 году.
«Призываем НКО приходить самим»
Согласно результатам исследования «Деятельность НКО в период пандемии в России. Отражение в СМИ», которое проводила исследовательская группа «ЦИРКОН» по заказу Агентства социальной информации, в основном о некоммерческом секторе пишут местные газеты и порталы, освещающие жизнь своего города или края.
«Некоторая революция состоит в том, что в 40% публикаций НКО представлены как субъекты, которые действуют самостоятельно, а не являются объектами помощи государства. Также в трети публикаций присутствует комментарий или экспертная оценка представителей некоммерческих организаций», — отметила аналитик Анастасия Сапонова.
Оксана Маклакова, главный редактор портала «E1.ru» Екатеринбурга, рассказала, что их редакция с началом пандемии предложила фондам выходить к ним напрямую со своими инициативами. «Аудитории по-прежнему интересна сильная человеческая история, драма, конфликт, — утверждает Оксана. — Наша редакция сама никогда не объявляет сборы, но мы помогаем рассказывать истории».
«Призываем все некоммерческие организации не ждать, пока журналисты сами на них выйдут, а приходить самим и говорить: «Коллеги, мы можем решить такую-то проблему. Давайте об этом расскажем».
Негативный опыт
Президент оренбургского Благотворительного фонда «Сохраняя жизнь» Анна Межова сообщила о негативном опыте взаимодействия с медиа. По ее словам, она много раз просила о публикациях местные порталы, но получала отказы со словами «Сейчас так везде». Межова считает, что многие журналисты сами оказались в подавленном состоянии.
С другой стороны, для фонда год был богат на новые сотрудничества: многие проекты организация объединила с инициативами коллег, например, «Волонтеров в помощь детям-сиротам».
Новые форматы
По мнению PR-специалиста красноярского благотворительного фонда «Счастливые дети» Галины Катеринич, их организации в этом году удалось придумать много новых форматов.
Например, весной они объявили о фотопроекте «Сила в доброте», в котором чемпионы по бодибилдингу позировали с маленькими детьми на руках. Проект освещали красноярские и федеральные медиа — благодаря им фонд приобрел новых партнеров.
«Организации не проявляют медийной активности»
Непростым оказался год для барнаульских НКО, сообщила Джамиля Семененко, директор благотворительного фонда «Облака». Их фонд «провалился» в адресную помощь, но здесь, по ее словам, очень помогло местное журналистское сообщество. «Нам ни разу не отказали в публикации, много раз обращались за комментариями. Проблема в том, что мы единственный фонд в регионе, который открыто пишет».
«Помимо нас существует десяток достойных организаций, которые вообще не проявляют медийной активности. У них даже нет понимания, зачем это надо: вот мы хорошо делаем свою работу и не трогайте нас. СМИ узнают об этих организациях от нас, и это грустно», — подчеркивает Семененко.
Ее слова подтверждает Владислав Соколов, начальник отдела развития СО НКО Центра гражданских инициатив Югры. Их организация с началом пандемии начала выстраивать личные коммуникации с журналистами. В ответ они предложили делать совместные с НКО передачи и рубрики. Некоторые НКО встретили инициативу без энтузиазма.
«Я думаю, это связано с предыдущим негативным опытом общения организаций со СМИ. Многие из них не только не видят ресурса в совместной работе, но и боятся, что журналисты принесут больше вреда, чем пользы», — заключает Соколов.
Школа коммуникаций и инноваций проходит в рамках проекта «НКО. События. Люди» с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.