Шесть лет колонии общего режима – такой приговор вынесен Азату Мифтахову по обвинению в хулиганстве. Елена Горбань и Андрей Ейкин получили четыре и два года условно соответственно.
«У зала суда было много студентов, сотрудников разных факультетов МГУ, встречал знакомых, — комментирует АСИ преподаватель Михаил Лобанов, член профсоюза «Университетская солидарность». — Когда мы услышали, что дали шесть лет, – это был шок. Люди были ошарашены. Никто не ожидал, что судья пойдет на поводу у обвинения».
В качестве доказательств суд представил показания засекреченных свидетелей, справку ФСБ, согласно которой Мифтахов был модератором группы «Народная самооборона», и книги на планшете аспиранта.
Прокуратура требовала для Мифтахова шесть лет лишения свободы и условные сроки для остальных фигурантов. Подсудимые и их защитники просили вынести оправдательный приговор.
Мифтахов неоднократно заявлял о своей невиновности. Андрей Ейкин и Елена Горбань сообщили, что в день нападения на офис Мифтахова с ними не было.
«Коллеги Азата и студенты МГУ неоднократно заявляли о фальсификации уголовного дела. Мы, математики, народ дотошный, нам нужны доказательства. Постепенно даже самым консервативным скептикам стала очевидна абсурдность ситуации вокруг Азата Мифтахова», – рассказал «Новой газете» Анатолий Вершик, главный научный сотрудник петербургского отделения математики Российской академии наук.
Азата Мифтахова поддержали более 2,5 тыс. ученых-математиков из 15 стран. Они обратились к исполнительному оргкомитету Международного конгресса математиков (ICM) с просьбой «связаться с государственными органами для освобождения Азата».
«Мне кажется, что этот приговор – это удар и шок для всего научно-образовательного сообщества. Это ставит под угрозу нормальное проведение Конгресса математиков в Санкт-Петербурге в 2022 году. Это крупнейшее мировое событие, которое российские математики ждали много лет. Это как Олимпиада. А реакция мирового сообщества в последние месяцы была очень острой. Я прогнозирую, что этот приговор всколыхнет новую волну», – считает Михаил Лобанов.
Также на имя председателя Головинского суда Андрея Мохова поступило письмо из Американского математического сообщества: ученые просили о том, чтобы приговор не превышал срока, который Мифтахов уже отбыл.
«Система устроена так, что не может признать свою ошибку. Раз его уже убрали в СИЗО и держали там до суда, то приговор не будет оправдательным несмотря ни на что. Мы рассчитывали, что ему дадут «по отсиженному» – выпустят вскоре после суда», – продолжает Лобанов.
Опознан по «выразительным бровям»
31 января 2018 года несколько молодых людей разбили окно офиса «Единой России» и закинули внутрь дымовую шашку. Четверых подозреваемых установили по горячим следам, позднее, в феврале 2019-го, в деле появился еще один подозреваемый – Азат Мифтахов. На него указал засекреченный свидетель.
«Все, что есть у обвинения против Азата, — показания двух засекреченных свидетелей, один из которых узнал его по «выразительным бровям» спустя год по телевизору и умер, так и не успев озвучить свои показания в суде», – отмечают в Инициативной группе МГУ.
Один из засекреченных свидетелей заявил, что видел группу людей, которые переговаривались и затем бросили дымовую шашку в окно офиса «Единой России». По его словам, Мифтахов руководил участниками акции.
Другой свидетель рассказал, что посещал акции межрегионального леворадикального анархистского движения «Народная самооборона». Там он «15 раз» встречался с Мифтаховым. Аспирант причастность к движению отрицает.
Первоначально Мифтахова задержали в феврале 2019 года: его обвинили в изготовлении взрывчатых веществ. По версии следствия, Мифтахов в общежитии МГУ изготовил самодельную бомбу, которую позже нашли на автобусной остановке в Балашихе.