9 марта законопроект о просветительской деятельности прошел второе чтение.
В январе ученые составили петицию против принятия этого законопроекта. Они считают, что «закон может нанести непоправимый вред развитию науки, новым исследованиям и поставит под сомнение любые новые открытия как в гуманитарной сфере, в частности в области истории, так и в точных науках».
Руководители независимых российских просветительских организаций также составили заявление против законопроекта о просветительской деятельности. По их мнению, «регулирование просветительской деятельности <…> по сути является формой предварительной цензуры, напоминающей о самых мрачных страницах российской истории, и прямо ограничивает свободу слова и дискуссии в нашем обществе».
После этого Комитет Госдумы по образованию и науке продлил срок приема поправок к законопроекту о просветительской деятельности до 12 февраля. Тогда замглавы комитета Любовь Духанина сообщила, что ко второму чтению законопроекта поступило три поправки, в профильный комитет поступили предложения Общественной палаты РФ, позиция Российской академии наук (РАН), а также письма — обращения от граждан и организаций.
Законопроект о просветительской деятельности появился в ноябре 2020 года, одна из его целей — «не допустить негативного иностранного вмешательства в образовательный процесс».
«Отсутствие соответствующего правового регулирования создает предпосылки для бесконтрольной реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий, в том числе поддерживаемых из‑за рубежа и направленных на дискредитацию проводимой в Российской Федерации государственной политики, пересмотр истории, подрыв конституционного строя», — замечали в пояснительной записке к документу.