13 марта состоялась первая встреча организаторов инициативной группы «Старшая сестра» с теми, для кого она создана: жертвами домашнего насилия. На первую встречу пришли всего три женщины, рассказавшие о проблемах в семье.
«Пишут, звонят многие, но сделать реальный шаг — прийти — уже сложнее, – рассказала АСИ Юлия Щипачева, руководитель инициативной группы «Старшая сестра». – По оценкам некоторых экспертов, из-за домашнего насилия в России каждый год гибнет почти 14 тыс. женщин. Но мы видим по общению со знакомыми и друзьями, что люди мало знают об этом, часто даже не понимая, что они сами подвергаются насилию. Очень многое зависит, на мой взгляд, от уровня самоуважения, которое снижается вместе с уровнем жизни – чем дальше от столиц, от областного центра, тем он ниже. Обратиться некуда – в Омске есть только государственный центр помощи семье и детям с социальной гостиницей на 34 места. Этого мало, и к тому же многие не доверяют официальной структуре, опасаясь, в частности, что опека заберет детей. Да и к безопасности большие вопросы – адрес известен, а ведь женщина хочет спрятаться от партнера-абьюзера».
Инициативная группа «Старшая сестра» в соцсетях ставила своей задачей освещение проблем и борьбу с тривиализацией насилия. Но все чаще, по словам Юлии, стали обращаться женщины, которым нужна реальная помощь. Одной из них члены инициативной группы на собственные деньги сняли квартиру в другом городе, после чего «сестры» и поняли, что надо действовать.
«Мы планируем продолжать просвещать омичей, – сказала Щипачева. – Например, вместе с коллегами из Тюменской феминистской инициативной группы «Гербера» мы провели акцию «Домашнее насилие – это…». Художники Елена Булатова и Руслан Гадаев нарисовали иллюстрации к конкретным историям, использовав фразы, которые говорят наши подписчицы, пережившие домашнее насилие. Работаем с журналистами, которые пишут на темы домашнего насилия, но не всегда этично, — и они нас слышат. Но проблема в том, что женщине, переживающей насилие, иногда просто не с кем поговорить».
«Знаю по собственному опыту, к сожалению – мне тогда очень не хватало, чтобы кто-то сказал: «Ты сможешь». Мы не психологи, но можем выслушать, понять, поделиться своим опытом и поддержать делом. Именно для этого создали группу взаимопомощи в реале».
Впрочем, «сестры» надеются, что к ним присоединятся и психологи, и социальные работники, и благотворители. Пока инициативная группа «Старшая сестра» состоит из трех омичек, имеющих собственный опыт избавления от домашнего насилия. Изъявил желание помогать на добровольных началах и юрист. Пока у «сестер» нет финансирования, кроме собственных зарплат, на которые они раз в неделю снимают офис для встреч, но у них есть надежда объединить усилия неравнодушных людей.