Открытое письмо опубликовано в группе Крымской региональной общественной благотворительной организации «Наша надежда».
В нем говорится, что сотрудники прокуратуры и органов опеки приходят к людям домой, опрашивают детей, родителей и соседей, фотографируют семью и домашнюю обстановку. Составители обращения отмечают, что приемным родителям угрожают, одну приемную мать вызвали в прокуратуру для дачи объяснений.
«Все было жестко, с демонстративной грубостью, угрозами, шантажом. Больше того, специалист сбегала за подмогой в виде помощника прокурора, который сказал: «Не нравится так, будем приходить без предупреждения», – отмечает приемный родитель.
К семье Гроцких пришли, когда родители уехали из города и оставили детей с бабушкой и дедушкой. Проверяющие требовали пустить их в дом и опрашивали соседей.
«Позвонили дети и стали плакать в телефон, и говорить о том, что у нас по двору ходят люди в форме и пытаются упорно попасть в дом, зовут хозяев. Муж сразу перезвонил в опеку и спросил, что происходит, почему пытаются войти в дом, где нас нет. В ответ получил то, что им просто надо поговорить с детьми и их увидеть», – рассказывает приемная мама.
В письме отмечается, что прокуратура называет это не «проверками», а «выходом в семью», такого термина в законодательстве нет, сотрудники не предъявляют письменных оснований для своих действий.
Составители письма уверены: подобных случаев больше, но многие семьи не готовы открыто говорить о проверках и угрозах. Активисты сообщества приемных родителей пожаловались на действия сотрудников правонадзорного ведомства в Генеральную прокуратуру РФ.
В декабре 2020 года Анна Кузнецова, уполномоченный по правам ребенка, попросила о проверке крымских органов опеки. Ей сообщили о незаконном изъятии 17 детей у семьи Тоцких из-за «ненадлежащего исполнения опекунами обязанностей по воспитанию».
«До сих пор нет доказательств того, что жизни и здоровью хотя бы одного ребенка в семье что-то угрожало, не представлено ни одного письменного предписания семье по устранению нарушений или иных подтверждений тому, что с семьей работали, сопровождали, помогали и предприняли все действия для сохранения семьи», – отмечают авторы письма.
Нарушения в действиях органов опеки нашли: в отношении начальника опеки возбудили уголовное дело.