По поручению Минобрнауки провели исследование более 60 тысяч студентов из 13 ведущих российских университетов и выяснили, что у 20% студентов были синдромы умеренной или тяжелой депрессии во время дистанционного обучения.
Особая группа риска — первокурсники бакалавриата и специалитета. У них меньше развита самоорганизация, они острее переживают нехватку общения с преподавателями и сверстниками.
Что говорят психологи
Екатерина Федорова, руководитель некоммерческой организации «Твоя территория», которая анонимно и бесплатно консультирует детей, подростков и молодежь по всей России, рассказала АСИ, что студенческий возраст, как и подростковый, относится к группе риска по разным состояниям. В этот период нужно внимательно относиться к себе и, если нужно, обращаться за профессиональной консультационной помощью.
«У молодежи часто встречаются депрессивные проявления: сниженное настроение, тревога, апатия, непонимание, как жить дальше. Психологическое состояние, также как и физическое, влияет на нас: если мы плохо себя чувствуем, то не очень хорошо удается учиться и решать другие задачи. Поддержка в этом возрасте необходима, чтобы студенты спокойно прожили этот этап, стали более устойчивыми для своей дальнейшей профессиональной деятельности», — пояснила Федорова.
Она отметила, что случаи клинической депрессии тоже встречаются среди студентов. Одна из рискованных ситуаций, когда студенты не справляются с учебной программой и бросают обучение.
«Хорошо, когда в вузах есть линия психологической поддержки, куда студенты могут обратиться просто поговорить про свое состояние, настроение, если это вызывает у них дискомфорт или тревогу», — подчеркнула руководитель компании «Твоя территория».
Ольга Никитина, психолог Союза охраны психического здоровья, считает, что психологическая поддержка в вузах уже давно необходима, и она должна быть комплексной.
«Нужно регулярно делать скрининги состояния всех учащихся. У студентов должны быть доступные инструменты самопомощи (мобильные приложения, онлайн-курсы). Должны быть организованы онлайн-группы психологической поддержки и тренинги навыков. Должна быть индивидуальная помощь по запросу для всех и обязательная работа со студентами группы риска по результатам скринингов состояния», — пояснила психолог.
Ольга Никитина подчеркнула, что важно правильно организовать учебный процесс. По ее мнению, нужны четкие алгоритмы и правила работы онлайн, индивидуальный наглядный трекинг результатов каждого студента. Нужно увеличивать количество часов групповой работы, как с преподавателем, так и студентов самостоятельно в мини-группах. Повышать доступность преподавателей для студентов. В каждой группе должно быть несколько кураторов, которые помогают организовать процесс обучения и интегрировать учащихся.