Волонтерский фандрайзинг — это формирование сообщества волонтеров, которые собирают для организации деньги, вовлекая в благотворительность своих друзей.
Например, человек может объявить сбор средств в честь своего дня рождения или любого другого значимого события и попросить друзей сделать пожертвование.
Сначала он назывался френдрайзинг — от слова friend, друг.
Как работает волонтерский фандрайзинг и зачем он нужен НКО, рассказала Екатерина Гришунина, руководитель проекта «Пользуясь случаем» фонда «Нужна помощь».
С чего начать
НКО могут использовать для волонтерского фандрайзинга платформу «Пользуясь случаем».
Чтобы открыть сбор средств, нужно создать страницу и выбрать повод. Это может быть день рождения, свадьба, любой праздник или обычный день, когда захотелось кому-то помочь. Далее — выбрать благотворительную организацию, в пользу которой будет вестись сбор средств. Сейчас на платформе можно выбрать одну из 343 организаций, все они прошли верификацию.
Последний шаг — поделиться ссылкой на страницу в социальных сетях и попросить друзей сделать пожертвование.
Сама по себе платформа средства не собирает, продвижением сбора должен заниматься пользователь, подчеркивает Гришунина.
Еще несколько моделей организации сбора средств.
Можно готовиться к марафону: создать страницу сбора и регулярно генерировать контент, например, с тренировок, а друзей просить поддержать начинание.
Можно собрать команду и вести сбор вместе: например, играть с друзьями в футбол в пользу некоммерческой организации.
Можно рисовать, вести экскурсии, давать мастер-классы и просить друзей перевести пожертвование. Например, художница Татьяна Задорожная каждый день в течение месяца рисовала смешные картинки и публиковали их в Сети. Ее друзья и подписчики благодаря этим картинкам пожертвовали «Дому с маяком» более 1 млн рублей.
Из чего состоит волонтерский фандрайзинг
Волонтерский фандрайзинг — своего рода серфинг, говорит Екатерина Гришунина. НКО приходится искать баланс, одновременно решая несколько задач.
Фото: Ilyuza Mingazova / Unsplash
Рекрутинг сторонников — он начинается перед акцией и продолжается до самого конца.
Соблюдение дедлайнов — нужно сразу обозначить, где финиш. С учетом этой даты определяют этапы мотивирования участников волонтерского фандрайзинга.
Формирование системы признания — следует рассказывать о сборах на своих площадках и в СМИ.
Рейтинг удержания аудитории — его можно рассчитать, если акция волонтерского фандрайзинга проходит не первый год: сравниваем, сколько участников первой акции вернулись на следующий год. 30% — очень хороший рейтинг удержания.
Доверие волонтерам — они проявляют максимум инициативы, когда НКО отпускает контроль.
Как начать кампанию
НКО создает страницу сбора и начинает рекрутинг. Сначала обращаемся к тем, кого знаем, потом — к остальным, делая не менее 20 предложений за раз. Людей можно искать в тематических пабликах в социальных сетях.
За две недели нужно собрать первую волну волонтеров. Далее подключаем систему мотивации: предлагаем лучшим фандрайзерам уникальную возможность или мерч.
До кульминации сбора может быть несколько волн рекрутинга. В конце можно сделать церемонию награждения лучших. Лучшие сборы — те, которые собрали большее количество пожертвований, а не денег.
«Я призываю вас предлагать приз за количество пожертвований, а не за сумму, потому что люди, которые привлекли больше всего пожертвований, обратились к большему числу людей и рассказали им про вашу организацию. Это намного важнее, чем одно большое пожертвование», — говорит Гришунина.
Организация должна быть готова к тому, что в первый и, возможно, второй год ей придется инвестировать в кампании волонтерского фандрайзинга. Если на событие денег нет, нужно стараться сделать его почти бесплатным или искать спонсора.
Кампании волонтерского фандрайзинга нужно продвигать и распространять в СМИ.
Как благодарить волонтеров
Во время кампании волонтерского фандрайзинга НКО нужно поощрять волонтеров-участников. Что может быть таким поощрением?
- Уникальные возможности: например, встреча с известным человеком или эксклюзивный мерч.
- Мерч кампании или призы для первых участников. Мерч можно создавать в коллаборации с брендами одежды.
- Впечатления и эмоции: например, совместная тренировка или вечеринка для участников.
- Публичное признание: церемония награждения, материалы в СМИ и т.д.
Если человек проводит акцию волонтерского фандрайзинга в пользу НКО, организации полезно познакомиться с ним поближе. Можно предложить включить сбор в рассылку НКО, пригласить человека в гости, рассказать, на что будут потрачены собранные деньги, даже если речь идет о небольшой сумме.
Где еще взять информацию о волонтерском фандрайзинге
На сайте онлайн-школы для НКО «Опытным путем» есть бесплатный курс о волонтерском фандрайзинге «с нуля».
Также Екатерина Гришунина советует прочесть книгу «100 друзей. Поведенческая экономика волонтерского фандрайзинга» Катрины Ванхасс и Отиса Фултона и изучить материалы на платформе «Пользуясь случаем»: там составлен F&Q о волонтерском фандрайзинге.
Медиацентр «АСИ – Благосфера» – совместный проект Центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. Его цель – продвижение в обществе идей благотворительности и социальной ответственности, социальной активности граждан с использованием различных медиаформатов. Один из таких форматов – медиаклуб для проведения обучающих, дискуссионных и просветительских мероприятий.