Президент фонда «Предание» провел в белгородском пространстве «Точка кипения» семинар для НКО, в ходе которого руководители белгородских некоммерческих организаций поделились опытом работы и обсудили сотрудничество с властями.
Участники тренинга рассмотрели одну из глав «Путеводителя для НКО» — пособия для некоммерческих организаций, которое в 2020 году было создано при поддержке фонда «Искусство, наука и спорт» и Агентства социальной информации. В «Путеводителе» руководители НКО могут найти необходимую информацию для развития своей организации.
Нужны правила, иначе хаос съест вашу работу
Владимир Берхин — автор главы «Взаимодействие с благополучателями» пособия. На семинаре он рассказал о собственных ошибках и опыте.
«Фонд «Предание» создавался людьми, слабо представляющими, что они хотят делать, почему и как. Это был даже не порыв человеколюбия, а приступ любопытства. Мы были аудио- и видеопиратами. Выкладывали религиозные книги на сайт. А в 2008 году поставили счетчик посещений и увидели, что у нас по сайту в день проходит 5 тыс. человек. Один парень предложил сделать фонд и помогать детишкам. Он придумал структуру сайта, мгновенное отображение пожертвований. А потом пришлось во все это вникать и этим заниматься», — поделился Берхин.
Он отмечает, что руководители НКО должны понимать, где «ходят люди, к которым обращаются за помощью». Если они заходят на сайт, то интерфейс должен быть простым. На сайте «Предания» размещены фотографии детей, которым нужно помочь, краткая информация о заболевании и сумма для сбора. Если человеку интересно, он сможет прочесть более подробную информацию.
«А потом мы учились на своих ошибках, которые я в этой книжке изложил, — рассказал Владимир Берхин. — О том, что нельзя переводить деньги на личные счета, потому что их украдут. Прежде, чем кидаться кому-то помогать, нужно найти доктора, который скажет, на фигню человек просит или не на фигню. О том, что нужно искать коллег, которые могут что-то важное подсказать. О том, что не нужно с подопечными дружить. О том, что в команде должен быть человек с крепкими нервами, чтобы говорить подопечным «нет». О том, что нужны правила, иначе хаос съест вашу работу. Я постарался в эту главу вложить ту боль, которую мы переживали неоднократно», — добавил он.
В деятельности благотворителей должны присутствовать настоящие чувства
Для аудитории нужно писать просто, короткими предложениями. В истории должен быть герой, завязка, кульминация и развязка. Причем иногда героем может стать не тот, для кого открыли сбор.
«Когда-то наш фонд рисковал разориться. Я написал, что из-за этого мне очень страшно, мы отдаем деньги фонда больному мальчику и ставим, как мне казалось, дело своей жизни на кон. И я доверился этой аудитории, потому что просить денег больше не у кого. Люди почувствовали мой настоящий страх и помогли. Текст работает, когда в вашей деятельности присутствуют настоящие чувства. Но если этих чувств нет, то хороший текст, вероятнее, не получится. Аудитория почувствует», — считает президент фонда «Предание».
Рассылки также помогают собирать средства, они «еще обладают магией адресности». Но нельзя постоянно просить. Аудитории обязательно нужно что-то дать и поблагодарить. По опыту Владимира Берхина, большой отклик получают поддерживающие письма.
На что тратятся деньги организации
Важно хранить внутреннюю документацию и прописывать, на что тратятся деньги организации. Желательно не работать с наличными. Берхин напомнил, что при сборах следует заключать договоры.
«Если вы для кого-то собираете деньги, то на этот случай нужно заключать договор, в котором подробно описаны разные случаи. Как распорядитесь деньгами, если что-то случится? Например, если решили собрать 100 тысяч, а собралось 200? Что будет с деньгами сверх сбора? Эти деньги перечислят для другого подопечного? Если подопечный умер, а деньги остались? И точно также мы поступаем с жертвователями, потому что в использовании денег первична воля жертвователей. Если собранные деньги остались невостребованными, то вы хотя бы формально обязаны спросить людей. Они не против, если деньги направят на помощь другому? Если пожертвование попросили вернуть, то его нужно перенести на счет, с которого оно пришло», — пояснил Берхин.
Директор фонда также затронул тему эмоционального выгорания:
«Работа в НКО создает определенные психические особенности у человека. Именно создает. И с этим надо как-то жить. Сейчас я в своей жизни решаю эту проблему, чтобы перестать быть президентом фонда «Предание» и заняться чем-нибудь другим».
НКО доходят до самого маленького человека
Организаторы семинара — фонд «Искусство, наука и спорт» и Агентство социальной информации. Они поддерживают программу «НКО-СОКРАТ», которая помогает развиваться и объединяться НКО. В Белгородской области программа действует с 2019 года. За три года в Старооскольском округе запустили институт развития «Мир НКО» и создали коучинг-центр «Генератор социальных инициатив».
Руководитель программы «НКО-СОКРАТ» Ирина Субботина отметила, что за три года взаимодействия с НКО Белгородской области заметны успехи.
«Например, в опросе, который мы проводили в предыдущем году, 90% опрошенных сказали, что программа помогла им, они расширили свой масштаб деятельности. Это очень радостно, потому что доверительное партнерство отражается в том, что НКО стали более прогрессивными в регионе, их видят, они приносят больше пользы региону. Наши партнеры настолько харизматичные, активные, креативные люди, что нередко они создают целую партнерскую сеть — их проекты начинают работать и в других регионах», — рассказала Ирина Субботина.
Заместитель начальника Департамента внутренней политики Белгородской области Наталья Адаева отметила, что НКО — ресурс, который нужно использовать для развития гражданского общества. Поэтому новости о работе некоммерческого сектора должны чаще появляться в СМИ.
«НКО — не просто что-то искусственно созданное или «грантопроедатели», как некоторые считают. Они доходят до самого маленького человека, до которого иногда не дотягивается государство. Как власти заинтересованы в НКО, так и НКО заинтересованы во взаимодействии с властью, потому что у государства есть ресурс, и вместе мы можем сделать в пять раз больше. Сложно ответить на вопрос, кто в ком больше нуждается», — считает Наталья Адаева.
Видеозапись тренинга