Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Госдуму внесло Правительство РФ. 11 марта его приняли в первом чтении.
Разработчик — Минэкономразвития РФ. Законопроект — часть плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления.
Что предлагается
Как пишут авторы в пояснительной записке, законопроектом предусмотрен перенос сроков вступления в силу законодательных актов, содержащих «наиболее обременительные обязательные требования», которые невозможно соблюсти в том числе из-за технологических ограничений.
1) Федеральный закон от 22 июля 2005 г. №П6-Ф3 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;
2) Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
3) Федеральный закон от 21 июля 2014 г. №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
4) Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха»;
5) Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. № 446-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды»;
6) Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 342-ФЭ «О внесении изменений в главу XVI Федерального закона «Об охране окружающей среды» и статьи 1 и 4 Федерального закона «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха»;
7) Федеральный закон от 4 февраля 2021 г. № З-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений»;
8) Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 304-ФЭ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Например, на два года планируют отсрочить требование по созданию систем автоматического контроля для объектов I категории. В эти системы входит комплекс технических средств, которые обеспечивают автоматический учет показателей выбросов и сбросов вредных веществ и передают эти данные в государственный реестр.
На год хотят перенести расширение списка территорий — участников эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Чем грозит отсрочка
«Мне очень сложно представить, как зимой 2022-2023 годов будут разговаривать с населением губернаторы целого ряда регионов Сибири, в которых после многократно зафиксированного режима “черного неба” обещали, что они уже в этом году будут включены в расширенный список эксперимента “Чистый воздух”», — рассказал АСИ Дмитрий Федоров, директор АНО «Зеленая цивилизация», руководитель по региональному развитию Движения ЭКА.
Фото: Patrick Hendry / Unsplash
По словам Федорова, в городах с загрязненным воздухом это приведет к социально-экологическому ущербу, который проявится в виде ухудшения здоровья людей с аллергией, хроническими заболеваниями органов дыхания и сердечно-сосудистой системы.
«Вынужденные контрольно-надзорные «каникулы» могут простимулировать рост количества несанкционированных свалок отходов различных классов опасности, сбросов загрязненных стоков в водные объекты и на рельеф местности», — отметил эксперт.
По его словам, отсутствие надзора за технологическими объектами и системами потенциально нарушает правила их эксплуатации. При таком нарушении, как следствие, могут случиться техногенные аварии и загрязнения окружающей среды.
По мнению Федорова, ликвидация таких последствий для окружающей среды и здоровья людей потребует гораздо больших ресурсов, в том числе бюджетных.