4 июля прошло заседание «Об организации медицинской помощи, профилактики и социальной адаптации пациентов, страдающих гепатитом С». Встречу организовал Совет при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере
Сегодня в России системы учета заболевших гепатитом С нет, в отличие от других социально значимых заболеваний, сообщает заместитель председателя Правительства Российской Федерации Татьяна Голикова. Таким образом, четкого понимания, сколько людей на данный момент болеет и как протекает заболевание, также нет.
В разработанных Минздравом клинических рекомендациях три рекомендованных препарата не производятся в России, шесть содержат импортную сустанцию, что также вызывает тревогу, подчеркивает зампред.
На сегодня главная задача — четко приоритизировать и продумать логику выявления и последующего лечения заболевших. Кроме того, Минздрав должен закончить формирование федерального регистра и предложить схему информационной работы с населением, а также программу раннего выявления заболевших и профилактики.
Кто и как болеет гепатитом С
По официальным данным в стране насчитывается более 600 тысяч больных гепатитом С, а по оценкам независимых экспертов их более 2 млн человек, утверждает генеральный директор «Герофарм» Петр Родионов. При этом на учете стоит 24 тысячи пациентов, из них терапию в 2021 году получили 20 тысяч. Говорить об элиминации (снижение до нуля, сокращение — прим.) заболевания к 2030 году не приходится, уверен эксперт.
Гепатит С оказался в фокусе федеральных властей только в прошлом году при обращении президента к федеральному собранию, сообщает генеральный директор «Фармстандарт» Григорий Потапов. Очень небольшое число пациентов получают терапию, учитывая что диагноз перестал быть болезнью социально проблемных групп населения. Кроме того, на данный момент гепатит С полностью излечим.
Современные препараты прямого противовирусного действия, которые сейчас доступны на рынке, не требуют нахождения в стационаре — пациент может получить две-три упаковки, пройти курс лечения, а затем пройти финальную диагностику для подтверждение излечения.
«Вопрос элиминирования заболевания в разумные сроки может быть решен в рамах централизованной скоординированной программы под руководмтвом Минздрава, — уверен Потапов. Централизованные закупки позволят значительно снизить цены на препараты, грамотная маршрутизация пациентов на начальных стадиях заболевания также позволит снизить расходы и увеличить охват пациентов».
С какими проблемами сталкиваются пациенты
Председатель межрегиональной общественной организации содействия пациентам с вирусными гепатитами «Вместе против гепатита» Никита Коваленко утверждает, что только 64% заболевших находятся в поле зрения системы здравоохранения, из них рассчитывать на лечение могут только 37% так как по закону бесплатное лечение они могут получить только в стационарах.
23% пациентов наблюдаются в поликлиниках и не доходят до специализированных учреждений из-за территориальной недоступности или потому, что врачи не маршрутизируют их в эти учреждения.
«71% пациентов жалуются, что не получили от врача никаких инструкций по дальнейшим действиям после постановки диагноза, и еще 36% пациентов после постановки диагноза «теряются» системой здравоохранения, так как они наблюдаются в коммерческих клиниках или вовсе никуда не обращаются», — говорит Коваленко.
В первую очередь, важно повышать информированность врачей — уходя от врача, пациент должен понимать, что ему дальше делать и куда обращаться. Кроме того, все анализы должны быть бесплатными, а диагностика должна проводиться по месту жительства.
Зачем нужен пилотный проект в регионах
Председатель Совета благотворительного фонда «СПИД.ЦЕНТР» Антон Красовский уверен, что для начала в некольких регионах важно запустить пилотные проекты по формированию реалистичной картины по охвату и распространенности заболевания в стране. Данные слишком разные — одни говорят про 600 тысяч, другие про два миллиона, данные некоторых НКО говорят о пяти миллионах болеющих гепатитом С, подчеркивает спикер.
Пилотный проект предполагает следующее: в первую очередь, людей нужно заставить пойти сдать тесты — для этого должна быть организована массовая просветительская кампания, которая расскажет, что такое гепатит С, насколько он опасен, и, главное, что это полностью излечимое заболевание. Большинство людей этого не знают и боятся сдавать тесты.
«Мы не делаем скрининги, не делаем социальные кампании про гепатит, потому что это стоит огромных денег. Нам проще ничего не делать, иначе к нам придет пациент и потребует у нас нормальное лечение. Вот и получается, что у нас лечат гепатит на последней стадии интерферонами, а смертность у нас 20 тысяч человек в год при полностью излечимом заболевании», — заявляет Красовский.
Что предлагает Минздрав
Главный внештатный специалист Минздрава России по инфекционным болезням Владимир Чуланов утверждает, что ведомство постоянно проводит работу по актуализации сведений по больным гепатитом С. Спикер подчеркнул, что почти во всех регионах работают локальные регистры учета заболевших.
По словам эксперта, реализовывать федеральный проект по элиминации заболевания надо поэтапно. До 2025 года лечение должны получить пациенты, которые уже сейчас стоят на учете и у кого выявлена самая тяжелая стадия заболевания. Далее до 2028 года терапию получат те, кого поставят на учет по результатам скрининговых мероприятий, которые пройдут в ближайшие пару лет. Таким образом, до 2030 года постепенно терапию должны получать все пациенты.
Однако главный внештатный гепатолог Московской области Павел Богомолов утверждает, что какая-либо очередность лечения в зависимости от стадии заболевания — это в корне неправильный подход, так как уже со второй стадии начинают формироваться смертельно опасные фиброзы. Противовирусное лечение должно быть массовым — только так можно прийти к элиминации заболевания.
В своем обращении к Совету Федерации в 2021 году Владимир Путин впервые озвучил поручения, связанные с необходимостью снижения заболеваемости хроническим гепатитом.
Согласно Всемирной стратегии элиминации вирусных гепатитов, принятой в 2016 году, к 2030 году в европейских странах, включая Россию, должен сократиться уровень смертности от вирусных гепатитов на 65% и уменьшиться число новых случаев заражения на 90%.