По данным Фонда «Наше будущее», в России меньше процента социальных предпринимателей. Для развития этой отрасли фонд решил подойти к этому вопросу системно и начал активно поддерживать такой бизнес: выдавать беспроцентные займы на срок до 10 лет, заниматься обучением и акселерацией.
Одним из примеров успешного ведения бизнеса является детский центр развития личности «Жираф» в Нижнем Новгороде. Его основатель, Татьяна Лобзина, рассказала, как начав с 2010 года выстраивать бизнес в области дошкольного образования, она не сразу осознала, что за социальным предпринимательством будущее.
«Когда я открывала центр, даже понятия такого не было. Теперь я точно знаю, что соцпредприниматели — это те, кто делает свою любимую работу, связанную с помощью людям, — говорит Татьяна Лобзина. — Социальный — это про общество и решение его проблем. А предпринимательство — все-таки про бизнес и деньги. Но соединить два этих понятия очень важно. Тут больше ориентация на общество, а не на результат. У обычных предпринимателей, кажется, очень много проблем только из-за того, что они серьезнее задумываются о финансовом результате. А нам нужно еще и социальные вопросы решать».
Как рассказала эксперт, сначала даже не было никакой бизнес-модели. Просто делали любимое дело — обучали детей новому и интересному.
«Весь опыт приходилось нарабатывать самостоятельно. Хотелось больше инноваций и специальных обучающих программ. Главное наше отличие от муниципальных детских садов — индивидуальный подход к каждому ребенку. В группах у нас по пять-восемь детей. Это значит, что каждый педагог ведет каждого ребенка по индивидуальному маршруту обучения», — говорит основатель центра «Жираф».
Бизнес и субсидии
Основные принципы бизнес-модели, по словам эксперта, — экономия средств и качество образования. Сэкономить средства помогает поддержка фонда «Наше будущее», региональные субсидии и гранты. Благодаря финансовой помощи выбрали помещение, закупили оборудование. Однако на пути успешного развития своего дела социальные предприниматели часто сталкиваются с трудностями.
«Порой за гранты, которые дают предпринимателям, требуют слишком много отчетности. С одной стороны, можно понять, так как должен быть государственный контроль, куда расходуются средства. Но для маленьких предприятий очень сложно, потому что приходится брать отдельного сотрудника, который будет готовить отчеты. Это дополнительная нагрузка. Хотя возможностей и помощи для социальных предпринимателей много», — подчеркнула Татьяна Лобзина.
Уникальность центра
В 2017 году открыли два направления: лего-конструирование и робототехника.
«Дети меняются, а система образования остается та же — это неправильно. Нужно развивать новые подходы. Например, занимаясь конструированием, ребенок развивает оба полушария: и творческое, и логическое. Дети не устают, их не нужно заставлять. Они играют и даже не замечают, что таким образом мы решаем свои учебные задачи, а они учатся справляться со своими заданиями и презентовать проекты».
Немаловажным фактором в развитии такого бизнес-проекта является обучение самих преподавателей. По словам руководителя, сложно найти педгагогов, которые бы хорошо разбирались и в детях, и в робототехнике.
«Стоял вопрос, кто сможет обучать: программист или педагог. И мы решили опытным путем, что педагога легче научить робототехнике, чем программиста — педагогике», — подчеркнула Татьяна Лобзина.
Постепенно с развитием центра руководство и преподаватели решили тиражировать свой опыт среди других детских садов Нижнего Новгорода и близлежайших городов. В этом случае помогло то, что центр «Жираф» выиграл конкурс франшиз, организованный региональным Центром инноваций социальной сферы. Это и стало толчком к открытию методического центра, где занимаются систематизацией методической работы робототехнического направления и легоконструирования для детей.
Весь накопленный опыт описали в книге. Сделали пошаговую инструкцию, как «под ключ» запустить такое направление в образовательном учреждении, а не просто обучить специалиста по робототехнике.