Новости
Новости
21.06.2024
20.06.2024
18+
Новости

С какими проблемами сталкиваются некоммерческие поставщики в социальной сфере

Барьеры при доступе негосударственных организаций на рынок социальных услуг в регионах и возможности их преодоления. 

Фото: Анна Ермягина / АСИ

На региональном форуме «Сообщество» в Липецке прошел круглый стол «Развитие некоммерческого сектора и негосударственных поставщиков услуг в социальной сфере».

Основные барьеры

Директор научно-образовательного центра «Общественно-государственное взаимодействие, некоммерческий сектор и социальное предпринимательство» РАНХиГС Оксана Коротеева представила основные выводы общественного доклада «Участие негосударственных организаций в оказании бюджетных услуг в социальной сфере в 2020–2021 гг», подготовленного Общественной палатой РФ.

Говоря о нормативно-правовом регулировании, спикер подчеркнула, что необходимость мер по поддержке НКО была упомянута в Конституции — это серьезный шаг, который подтверждает значительную роль сектора в решении государственных задач.

При этом число негосударственных поставщиков социальных услуг неуклонно растет — в 2020 году их доля среди всех поставщиков возросла на 6 процентных пунктов по сравнению с 2019 годом и составила 28%. Среди ключевых барьеров Коротеева назвала отсутствие законодательно закрепленных полномочий органов власти федерального и регионального уровней по обеспечению участия негосударственных организаций в оказании бюджетных услуг, а также неравенство СО НКО и коммерческих организаций в получении мер поддержки — для коммерческих организаций императивно установлены полномочия органов власти по развитию субъектов МСП, а для СО НКО их поддержка зависит фактически от желания органов власти.

Бирюзовые технологии в социальном обслуживании

Одним из способов вывести негосударственное социальное обслуживание на новый уровень является внедрение бирюзовых технологий, считает начальник Управления социальной политики Липецкой области Татьяна Андреева.

«Несколько лет назад мы провели анализ качества социального обслуживания в области и выявили, что из ста человек, кому мы оказывали помощь, десяти она была не нужна, а те, кто нуждались в ней по-настоящему, стояли в очередях на ее получение. Так мы поняли, что делаем что-то не так» — вспоминает Андреева.

По словам спикера, в то время на нее и коллег произвела впечатление книга Фредерика Лалу «Открывая организации будущего». В ней перечислены различные парадигмы управления организацией и предлагается новая схема — бирюзовая организация, в которой сотрудники определяют свою работу как служение обществу и человеку.

«Раньше некоммерческий сектор в области был «оранжевым» — много соперничества, контроля, отчетности, — говорит Андреева. — Но мы захотели стать бирюзовыми — исключить лишние уровни администрирования, позволить командам самим принимать решения и организовывать процессы. Мы изучили опыт зарубежных организаций, пообщались с нашими бирюзовыми компаниями, в частности, со Вкусвиллом».

В пилотный проект вошли шесть социальных работников и 40 пациентов. Новый подход подразумевал, что сотрудники теперь работают не с отчетностью, а с человеком и его окружением. У сотрудников есть кураторы, но они могут лишь направлять и советовать. Кроме того, сотрудники перешли на гибкие графики работы, чтобы у их клиентов была возможность получить услугу вечером или в выходной.

На данный момент, спустя год работы пилота, в бирюзовых командах работают 133 сотрудника и это не предел — этот опыт регион планирует транслировать и в других командах.

Проблема домашнего ухода и стационаров

Член Общественного совета при Минтруде Рамаз Ахметели поддерживает переход от концепции «выполнения задач» к подходу, когда персонал нацелен на удовлетворение желаний получателя услуг. Однако, по его словам, текущая нормативная документация этому препятствует.

«У нас в стране приоритет отдается социальному обслуживанию на дому. Но в некоторых случаях обеспечить достойный уход на дому невозможно, — подчеркивает эксперт. — Жизнь человека удлиняется, увеличивается количество возрастных групп, которым требуется серьезный уход. Получается так, что помощь размазывается тонким слоем по всем, а те, кому она особенно нужна, получить ее часто не могут».

Проблему могло бы решить увеличение числа негосударственных стационаров, однако механизмов их регулирования на данный момент нет — соотвественно, нет возможности проверить качество обслуживания. Негосударственные поставщики попросту не понимают, как им работать, при этом нормы существующей документации даже для государственных стационаров часто невыполнимы. 

Ресурсные центры и совместная работа

Многим НКО, которые встали на путь поставщиков социальных услуг, требуется помощь — по юридическим вопросам, планированию бюджета и многим другим, подчеркивает директор ресурсного центра поддержки НКО и общественных инициатив юридического центра «Гарант» Антон Бибаров-Государев. Такую помощь как нельзя лучше могут предоставить ресурсные центры, сформированные самостоятельно или при общественных палатах в регионах.

Также, по мнению спикера, негосударственным поставщикам социальных услуг важно не зацикливаться на источниках финансирования, которые они получают от реализации контрактов.

«Потрясающими партнерами могут выступать негосударственные фонды — фонд Тимченко, фонд Потанина — это повысит устойчивость организации», — уверен эксперт.

Директор муниципального Института развития некоммерческих организаций Алексей Циммерман считает, что зачастую даже самая компетентная организация не может оказать весь комплекс необходимых клиенту услуг. В таком случае НКО могут объединяться и устанавливать горизонтальные связи с органами власти и бизнесом — чтобы вместе создавать новые форматы взаимодействия и продвижения механизмов оказания социальных услуг.

Примером такого взаимодействия является проект «КУБ: грани взаимодействия», который появился в Старом Осколе в прошлом году в рамках реализации программы «НКО-СОКРАТ» при поддержке Агентства социальной информации и благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт».

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике