По словам заместителя губернатора Липецкой области Сергея Курбатова, социальное предпринимательство — это пограничная история: это и бизнес, и благотворительность. Наибольшей популярностью среди социальных предпринимателей пользуется направление образования.
Кроме того, в регионе есть социальные предприятия, такие как «Липецк Неотложка», которые занимаются трудоустройством социально незащищенных слоев населения, также действует немало творческих мастерских, сохраняющих местную самобытность, и проекты, направленные на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.
Также Липецкая область является лидером цифровой трансформации в сфере взаимодействия с гражданами и бизнесом — это огромное преимущество для дальнейшего развития социального предпринимательства, отметила председатель Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и поддержке ветеранов Наталья Починок.
Социальный контракт как инструмент развития
В регионе используется один из новых инструментов развития бизнеса — социальный контракт. Социальный контракт – это специальный договор между органами соцзащиты и малоимущей семьей или малоимущим гражданином (со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума). Благодаря соцконтракту можно пройти переобучение, открыть свое дело, развить личное подсобное хозяйство, устроиться на работу и получить поддержку в трудной жизненной ситуации.
Сейчас в регионе существует 13 тысяч социальных контрактов. Кроме того, в этом году было запущено мобильное приложение по социальному контракту, сообщила начальник отдела организации социальных выплат и проектной деятельности управления социальной политики Липецкой области Яна Пушкова.
«Приложение решает задачу не только информирования и расчета доходов, но и подачи отчетности, — подчеркивает Пушкова. — Теперь никаких очередей в МФЦ. Липецкая область — первый регион, в котором работает приложение с таким функционалом».
Хорошим продолжением этой инициативы, по мнению спикера, может стать создание сайта социального контракта, где бизнес мог бы рассказывать о своих продуктах, услугах и рекламировать их.
Как и где искать инвесторов
Государство предлагает действительно рабочие меры поддержки социальных предпринимателей, говорит Член Комиссии ОП РФ по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности Евгения Дмитриева, — они дают хороший импульс, чтобы начать действовать, но дальше все равно встает вопрос — как сделать бизнес устойчивым и масштабируемым.
«Бывает такое, что берут первый грант, второй, третий… а об устойчивости не подумали и бизнес развалился. Только господдержкой ограничиваться нельзя», — подчеркивает эксперт.
Евгения Дмитриева предложила не пренебрегать всеми способами поиска потенциальных инвесторов, включая:
- поиск среди членов семьи и друзей,
- краудинвестинг — вариант общего софинансирования, когда участники становятся акционерами и таким образом сразу создают вокруг бизнеса сообщество и круг амбассадоров,
- поиск импакт-инвесторов, которым в одинаковой степени важны и прибыль, и возможность быть менторами для нового бизнеса с социальной миссией.
Немалый запрос на российское социальное предпринимательство сейчас наблюдается в других странах: Индии, Латинской Америке, Бразилии и Вьетнаме.
Составьте профиль вашего инвестора, выпишите длинный список подходящих имен, подготовьте полноценную инвестиционную презентацию, а также питч — короткую презентацию на 30 секунд, чтобы сразу зацепить своей идеей инвестора, если вдруг вы встретите его в лифте, рекомендует Дмитриева.
«Ключевое в заходе на инвесторов — не пишите общие письма, — подчеркивает спикер. — Инвестор — это живой человек, изучите его, примените индивидуальный подход. В своей презентации тщательно опишите боль, которую хотите закрыть, бизнес-модель, сделайте акцент на цифры и профессионализм команды».
Каких еще мер поддержки не хватает
Социальные предприниматели региона во время дискуссии также озвучили свои предложения по новым мерам поддержки. Среди них — внедрение налоговых льгот для предпринимателей, трудоустраивающих инвалидов; возможности получения сотрудниками социальных предприятий ведомственных наград; использование потенциала социального предпринимательства для молодых людей от 14 до 18 лет в сельской местности.
Часть этих вопросов в дальнейшем проработают на местном уровне с привлечением органов региональной власти.
Форум «Сообщество» проводится с 2015 года. Его главная задача — выявить лучшие региональные и федеральные практики гражданской активности, объединить единомышленников. По итогам выработанных во время форума предложений эксперты подготовят доклад ОП о состоянии гражданского общества в России, который впоследствии будет представлен главе государства. В 2022 году «Сообщество» уже состоялось в Новосибирске, а после Липецка пройдет в Казани, Петрозаводске и Москве.