На форуме «Сообщество», который проходил 24-25 августа в Казани, озвучили проблемы негосударственных поставщиков социальных услуг. По словам председателя комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Елены Тополевой, все больше НКО становятся поставщиками социальных услуг, и это рождает честную конкуренцию между участниками и повышает удовлетворенность граждан. При этом для доступа новых участников в программу остается много барьеров.
Главные сложности
Федеральный закон «О государственном социальном заказе», принятый летом 2020 года, стал стимулом для развития сектора и упростил доступ негосударственных участников в ряды поставщиков бюджетных услуг, уверена директор научно-образовательного центра «Общественно-государственное взаимодействие, некоммерческий сектор и социальное предпринимательство» РАНХиГС Оксана Коротеева.
На встрече Коротеева представила основные выводы доклада Общественной палаты РФ «Участие негосударственных организаций в оказании бюджетных услуг в социальной сфере в 2020–2021 годах».
Среди ключевых барьеров директор назвала то, что закон не закрепляет полномочия органов власти, которые гарантировали бы участие негосударственных организаций в оказании соцуслуг. Еще одна проблема — неравенство СО НКО и коммерческих организаций в получении мер поддержки. Малый и средний бизнес государство поддерживает в обязательном порядке, а поддержка НКО фактически зависит от желания органов власти: никаких обязательств в этой части у них нет.
Югра как положительный пример
В Югре «уравнять» НКО и бизнес получилось благодаря принятому в 2021-м году закону «О развитии общественно полезной сферы». Он предусматривает равную поддержку для организаций, предоставляющих социальные услуги по 24-м направлениям. Об этом рассказала член комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО, член Общественной палаты Ханты-Мансийского автономного округа — Югра Ольга Сидорова.
Среди других мер, которые упрощают работу негосударственным поставщикам соцуслуг и в целом положительно влияют на развитие сектора в регионе, Сидорова назвала упрощенную систему налогообложения и поддержку НКО микрозаймами до 5 млн рублей.
Нужен диалог с чиновниками
Несмотря на трудности, вступление НКО в реестр поставщиков социальных услуг — путь к устойчивому развитию и финансовой стабильности, уверена исполнительный директор центра лечебной педагогики «Чудо-дети» в Набережных Челнах Ася Кислова. Основной проблемой в работе она называет отсутствие отлаженного взаимодействия с министерствами и ведомствами.
«Сейчас получателями наших услуг являются 1500 детей. Мы — практики, у нас есть образовательная лицензия для работы с детьми с ментальными расстройствами и свои программы. Мы готовы обучать тьюторов и других специалистов в области инклюзивного образования, которых сейчас остро не хватает. Но ведомства почему-то не показывают заинтересованности в нашей работе», — говорит Кислова.
Автоматизация в помощь
В республике Татарстан, где 18,6% от всех поставщиков бюджетных услуг составляют некоммерческие организации, ведомства поддерживают эти организации разными способами, говорит министр труда, занятости и социальной защиты Республики Эльмира Зарипова.
«Мы оказываем не только бюджетную поддержку, но и имущественную — например, передаем в безвозмездное пользование помещения. Исправно и прозрачно работают конкурсные механизмы. Наши поставщики [социальных услуг] подключены к государственным информационным системам, что обеспечивает максимальную автоматизацию их работы, грамотный учет оказанных услуг, автоматическую выгрузку отчетности. Для органов власти это тоже плюс — мониторинг работы поставщиков осуществляется через эту систему постоянно и оперативно», — утверждает Зарипова.