На Открытом лектории «Культура 2.0» Санкт-Петербургского международного культурного форума прошла экспертная дискуссия на тему «Как культурные институции делают невидимых людей видимыми?»
Музеи, библиотеки, театры — это те места, которые на практике создают или могут создавать равные возможности для совершенно разных людей: людей с особенностями, с инвалидностью, представителей социальных меньшинств, заключенных, бездомных, подростков, мигрантов. При этом далеко не всегда общество готово понимать, насколько люди действительно могут быть разными, подчеркивает модератор встречи, руководитель отдела по работе с программой форума Алена Ясинская.
Из музея в агенты по решению социальной проблемы
Несколько лет назад среди музеев начался «бум» по работе с подростками, потому что «научишься работать с подростками — значит, ты и правда крутой музей», говорит заместитель директора по развитию Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля Ксения Белькевич.
В 2019 году команда музея решила попробовать не только «вытащить» подростков в музейную жизнь, но и сделать видимой одну из острых социальных проблем — травлю. Так начался проект «Только не я!», направленный на профилактику буллинга: информирование о проблеме и поддержку людей, переживших травлю, — как свидетелей и тех, на кого была направлена травля, так и агрессоров.
«Мы сделали книжный клуб — его участники вместе с психологом обсуждают современную подростковую литературу и разбираются в теме травли, отношений, самоопределения, дружбы и агрессии. То есть мы взяли привычный для нас предмет — книгу, но использовали ее не как цель, а как инструмент», — говорит Белькевич.
Параллельно в музее заработали арт-мастерские, где проблему травли участники исследовали через создание пьес и объекты современного искусства. Одним из результатов работы стала выставка — от концепции до подбора экспонатов всю работу также проделали юные кураторы — подростки.
«В 2019 году было еще мало мест, куда можно было бы просто прийти и поговорить о подобной острой теме как травля. Таким образом мы из институции, которая занимается литературным просвещением, стали агентом, который помогает обществу решить актуальную проблему. Были сомнения, что мы что-то придумаем, а подростки не захотят этим заниматься, поэтому мы изначально решили сами стать им полезными и сделать программу, которая была бы эмоционально значима для подростка и понятна для родителей», — заключает спикер.
«Неудобная» аудитория
Аудитория детских библиотек молодеет с каждым годом — в том числе благодаря тренду на активное материнство, когда мамы не хотят сидеть дома и посещают культурные места вместе с младенцами, отмечает заместитель директора по развитию и инновациям Центральной детской библиотеки имени Пушкина Марина Соломонова. Своей ключевой аудиторией команда библиотеки решила сделать детей 0+ и 6+ — тех, кого до недавнего времени в учреждениях культуры считали чуть ли не «мебелью», причем мебелью неудобной, говорит спикер.
В мероприятиях библиотеки участвуют все — дети с инвалидностью, ментальными особенностями и без. Причем под инклюзией здесь также понимают активное включение родителей — так создается максимально дружелюбное пространство, где «нет своих и чужих детей» — все работают вместе, все помогают друг другу.
«Наш главный принцип — не учи ребенка. Зато по нашей библиотеке можно бегать, можно двигать мебель, скрипеть полами. Книжный клуб с обсуждениями у нас тоже есть. Только так мы становимся живой библиотекой, с будущим, с планами на развитие», — уверена спикер.
Инклюзия начинается с охранника
Руководитель образовательного центра Государственного музея истории ГУЛАГа Константин Андреев уверен — инклюзия невозможна, если на входе в музей будет стоять грубый охранник, если кассир или администратор не будут дружелюбны и открыты, если сотрудники бухгалтерии не будут понимать, какие проекты делает музей.
«Когда мы говорим про инклюзию, важно помнить про искренность, которая всегда завлекает, подчеркивает спикер. Позиционируемые ценности и дела не должны расходиться. Также важна контактность персонала — это одна из ключевых особенностей вхождения в те проекты, о которых мы говорим, — детских, инклюзивных, для старшего поколения и других».