«Антибуллинг-навигатор», разработанный екатеринбургской АНО «Территория безопасности», представляет собой систему методической поддержки педагогов, а также курс обучения детей навыкам разрешения конфликтов в школьных и студенческих коллективах. Проект, реализованный при поддержке Фонда президентских грантов, направлен на формирование у учащихся навыков самостоятельного и экологичного урегулирования конфликтов, а также популяризацию бесконфликтного поведения.
Работа велась в течение полутора лет. Основной результат проекта — методические пособия для педагогов, включающие видеоуроки и видеокурсы по медиации и другим техникам профилактики и разрешения конфликтов: фасилитация, терапия творчеством, тренировка эмоционального интеллекта.
Одним из самых ярких событий «Антибуллинг-навигатора» стала театральная постановка — конструктор «Границы: Миры и примирения», созданная в проектной театральной студии. Спектакль готовили больше года. Помимо школьников, в его подготовке приняли участие два профессиональных артиста. При этом сюжет и диалоги дети и взрослые продумывали совместно. На сцене ожили герои книг и комиксов от экспертов «Территории безопасности»: Юля, Оля, Петя. Они рассказывали о своей жизни, затевали ссоры, а потом вместе с аудиторией разрешали конфликты.
Зрителями постановки стали школьники 5-8 классов, их учителя и родители. Спектакль посмотрели более 800 человек офлайн и около трех тысяч – онлайн. Авторы также подготовили методическое пособие по разработке аналогичной постановки и механизмам разрешения конфликтов методом «психологического театра». Этой методикой могут воспользоваться любые любительские или профессиональные театральные коллективы, которые захотят повторить подобный опыт.
Команда АНО «Территория безопасности» протестировала систему экспресс-консультирования учеников и учителей, столкнувшихся с травлей. Кроме того, был разработан целый комплекс мероприятий, направленных на популяризацию навыков саморегулирования конфликтов в среде учеников.
«Все разработанные рекомендации собраны в единую базу для педагогов, родителей и учащихся, доступную для всех регионов РФ на сайте проекта «Безтравли.рф» и сайте организации «Территория безопасности». Наши методики дадут учащимся возможность самостоятельно разрешать конфликты и вести профилактическую работу. Подобные навыки не только способствуют снижению риска возникновения травли, но и побуждают учащихся быть социально ответственными и проактивными. Но главной нашей задачей в рамках этого проекта стало повышение психологической культуры современных школьников», — рассказала АСИ Анастасия Беренова, руководитель проекта «Антибуллинг-навигатор».
Общее число школьников, родителей и специалистов, вовлеченных в проект, составило пять тысяч человек. Более 500 педагогов получили доступ к методическим материалам по профилактике травли. Более 20 тысяч человек узнали о проекте из СМИ, рассылок и социальных сетей. Более 200 родителей и педагогов приняли участие в очных лекциях и семинарах, например, семинаре «Типология и профилактика травли». 170 из них получили индивидуальные консультации по вопросам травли в школе.
Дорожная карта, по которой можно разбирать ситуации и подбирать алгоритмы.