Несколько примеров такого сотрудничества было представлено на ярмарке интеллектуальной литературы Non/fictio№24. Издательство «Есть смысл» презентовало книгу «Под многолетним слоем пыли: история об аутизме и надежде», а «Компасгид» – графический роман «Уличные люди», подготовленный совместно с «Ночлежкой».
У фонда «Альцрус» есть четыре книги, выпущенные издательством «Олимп-Бизнес».
«За границей я видела много книг о деменции: для ухаживающих, специалистов, даже для детей. В книгу можно постоянно заглядывать, брать ее с собой в дорогу, подчеркивать в ней важное и возвращаться к этому. Не всем удобно читать с телефона», – говорит Александра Щеткина, президент фонда «Альцрус».
НКО и издательства: форматы работы
Организация может подготовить рецензию на книгу, которую издательство разместит на обложке или на первых страницах. С такого формата началось сотрудничество «Альцруса» с «Олимп-Бизнес»: Александру Щеткину попросили написать рецензию на книгу «Поговорим о деменции».
После этого «Альцрус» пришел в издательство с предложением вместе подготовить перевод книги о деменции. Писательница Нори Грэм разрешила фонду перевести ее книгу «Поговорим о болезни Альцгеймера», не требуя процент за авторские права, а также добавить главу про российское законодательство и льготы.
НКО может найти зарубежную книгу и собирать средства на ее публикацию на русском языке. Так фонд «Альцрус» помог выпустить книгу «Как жить, когда близкий перестал тебя узнавать».
Фото: Gülfer ERGİN / Unsplash
Еще один участник Non/fictio№24 — детская книга «Лабрадор Голди. Верный друг и герой». В презентации книжки участвовал центр «Собаки — помощники инвалидов»: на выставку пришла Юлия Пашкова с собакой-поводырем — лабрадором Мирой.
Сотрудники НКО могут выступать в качестве экспертов при подготовке книги. Например, издательство VoiceBook просило специалистов поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» рассказать про самые распространенные опасные случаи с участием детей. Эти истории легли в основу новых книг о детской безопасности.
Можно договориться о сотрудничестве с авторами: например, в 2019 году фонд «Вера» выпустил сборник «Истории любви», где собраны рассказы от Людмилы Улицкой, Льва Рубинштейна, Евгения Гришковца, Нюты Федермессер и других. Деньги с продажи книги пошли на проекты и программы организации.
Фандрайзинг или просвещение?
Как отмечает Александра Щеткина, для нее главная задача – это просвещение. Иногда на горячую линию «Альцруса» обращаются пожилые. Им бывает сложно искать и читать информацию в интернете: тогда книга становится главным помощником.
Кроме того, перед публикацией книги проходят строгую редактуру: это уменьшает риск того, что читатель столкнется с непроверенной информацией. Но, как отмечают эксперты, просветительскую функцию можно объединить с фандрайзингом.
Например, книга «Лабрадор Голди. Верный друг и герой» позволяет больше узнать о жизни человека с нарушениями зрения и работе собак-поводырей. Центр «Собаки — помощники инвалидов» приурочил к выходу книги фандрайзинговую акцию.
Сейчас в центре идет сбор средств на покупку щенков – будущих собак-поводырей. Центр предложил издательству коллаборацию: часть доходов от продажи переводить на покупку щенка. Если нужная сумма соберется, то щенка назовут Голди – в честь героя книги.
«Книга – это всегда про идею, как и фандрайзинг. Ты привлекаешь внимание и средства на то, во что ты веришь и считаешь нужным показать другим. Неправильно приходить сюда с идеей “сейчас мы заработаем миллионы”», – говорит Элина Почуева, замдиректора по фандрайзингу учебно-кинологического центра «Собаки — помощники инвалидов».
Зачем издательствам работать с НКО?
Когда издательство VoiceBook готовило книги «Школа леса» и «Школа джунглей» о правилах безопасности для детей, его консультировали участники поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт».
Как отмечает Евгения Ханоянц, отснователь мультимедийного издательства VoiceBook, специалисты отряда подходили на роль экспертов идеально: у них есть наработки, информация, инструкции и правила поведения в экстренных ситуациях.
«Я подумала о движении, потому что вспомнила их как обычная мама. У меня есть дети, и вопрос безопасности стоит всегда. А «Лизу Алерт» мы видим в соцсетях, у меня на работе есть те, кто их поддерживает. А еще, когда мы ищем экспертов, то стараемся не обращаться к коммерческим компаниям», – говорит Ханоянц.
По словам Ханоянц, сотрудничать с некоммерческими организациями надежнее. Бизнес может уйти из России, обанкротиться, изменить свою риторику или закрыться. Все это – риски для издательства, которое приглашает коммерческую компанию как эксперта.
Фото: Thought Catalog / Unsplash
«Некоммерческий сектор выглядит устойчивее. НКО важно распространять правильную и проверенную информацию, а не продавать курсы или свои услуги», – продолжает Евгения Ханоянц.
Как говорить о своей теме в книгах?
Как отмечает Александра Щеткина, книги, которые изданы при поддержке фонда «Альцрус», в первую очередь рассчитаны на тех, кто лично столкнулся с деменцией: на молодых и взрослых людей, ухаживающих за пожилыми с этим диагнозом.
«На мой взгляд, только наша последняя книга имеет шансы стать популярной среди широкой аудитории: она написана дочкой Рейгана. Это просто история известного человека и его семьи, в которой заодно говорится, что есть такая болезнь и как она влияет на жизнь», – продолжает Щеткина.
Также в фонде «Альцрус» хотели бы выпустить тематические книги для детей и подростков: сейчас такой литературы для младшего поколения на русском языке практически нет.
Евгения Ханоянц считает, что лучший способ создания инклюзии в книгах – разнообразить ее героев. Например, не писать целую книгу о деменции, а добавить второстепенного персонажа с этим диагнозом – так ребенок сможет узнать о такой болезни и при этом книга не будет узконаправленной.
«Желание, чтобы книга о деменции была в каждом доме, хорошее. Но пока она продается, а не находится в библиотеках, чтобы ее можно было бесплатно взять почитать, это нереализуемо. Но можно направить запрос в книжное издательство с предложением сделать второстепенного героя с определенными особенностями – это будет и издательству просто, и тема будет подниматься к книге», – советует Ханоянц.
Также можно попросить издательство оставить на обороте или внутри издания небольшой информационный блок с контактами НКО: например, куда можно обратиться, если возникла проблема, описанная в книге.
Как начинать сотрудничество и продвигать книги?
Когда НКО обращается в редакцию с предложением о сотрудничестве, важно сразу изложить идею, сформулировать, какую помощь может предложить организация, почему обращается именно в это издательство и что ему даст партнерство, говорит Ханоянц.
«Не стесняйтесь сразу писать, как вы видите сотрудничество и чего от него ждете. Если человек потратил свое время, то мы всегда уважительно относимся к этому и готовы с ним обсудить возможные варианты», – добавляет издатель.
Если совместная книга уже вышла или сотрудника НКО пригласили на роль эксперта, об этом важно рассказывать в соцсетях, говорит Элина Почуева. Центр опубликовал посты о выходе книги «Лабрадор Голди. Верный друг и герой» и отправил ее в подарок своим партнерам в преддверии Нового года.
«Мы распространяем книги в соцсетях и СМИ. А еще всегда я рассказываю о них на конференциях, где выступаю, и на обучающих семинарах для соцработников. У нас даже есть пакет со скидкой: серия книг для соцзащиты, которую они могут у нас заказать», – говорит Александра Щеткина.
Встречи медиаклуба проводятся при поддержке Фонда президентских грантов в рамках проекта «НКО-координаты».
Медиацентр «АСИ-Благосфера» – совместный проект Центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. Его цель – продвижение в обществе идей благотворительности и социальной ответственности, социальной активности граждан с использованием различных медиаформатов. Один из таких форматов – медиаклуб, в котором проводятся обучающие, дискуссионные и просветительские мероприятия в сфере коммуникаций с участием профессионалов для НКО, сообществ, граждан.