Исследователи провели интервью с сотрудниками профильных НКО и экспертами в сфере социального устройства, чтобы понять, как они оценивают существующие сервисы и программы по профилактике сиротства в Москве.
В исследовании приняли участие 15 специалистов: представители некоммерческого сектора, научные сотрудники, специалисты ведомственных учреждений Минпросвещения, сотрудники федеральных органов исполнительной власти и московских бюджетных учреждений.
Среди основных выводов исследования — не хватает системы ранней профилактики, семьи недостаточно осведомлены о помощи, которую могут получить.
Исследование — часть проекта «Все вместе можем больше», который Ассоциация «Все вместе» реализует с использованием средств гранта Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.
Как помогает государство?
Респондентов попросили вспомнить те государственные сервисы и программы, которые есть в Москве и России в целом для семей. Среди самых упоминаемых:
- Экономические меры поддержки. Субсидии, льготная ипотека, материнский капитал и т.д.
- Меры, направленные на помощь семье в кризисной ситуации. Работа семейных и кризисных центров.
- Меры, направленные на помощь семье в осуществлении ухода и присмотра за ребенком. Услуга присмотра за детьми с особенностями развития в центрах семейной поддержки и реабилитации.
«По мнению участников нашего исследования, экономические меры являются наиболее знакомыми благополучателям социальных сервисов», – говорит Анастасия Милакова, координатор программ Ассоциации «Все вместе».
Также респонденты вспомнили программы профилактики вторичного сиротства, сопровождение семей в кризисных ситуациях, помощь в трудоустройстве родителей и гуманитарную поддержку.
Среди учреждений, которые помогают семьям, назвали центры содействия семейному воспитанию, центры поддержки семьи и детства, а также центры семейной поддержки и реабилитации.
Что делают для профилактики сиротства?
Ответы респондентов о том, как государство занимается профилактикой сиротства, можно разделить на три категории.
- Поддержка семей за счет функционирования базовых институтов: системы образования, здравоохранения и соцзащиты.
- Узкоспециализированные услуги семьям, которые нуждаются в поддержке. Это работа с многодетными семьями и поддержка родителей, которые воспитывают детей с инвалидностью.
- Услуги, направленные на помощь ребенку уже в кризисной семье.
«Значительная часть усилий со стороны государства сосредоточена на том, чтобы смягчить последствия попадания в учреждения для детей, а не на профилактике сиротства», – продолжает Милакова.
Фото: Caleb Woods / Unsplash
О чем знают сами семьи?
Семьи плохо осведомлены о той помощи, которую могут получить. Почему? В том числе потому, что нет доверия государственным услугам, потому что «холодны» отношения между родителями и специалистами профильных органов.
«Многие семьи имеют представления об органах опеки как о карательном органе, и поэтому уровень доверия к ним крайне низкий», – объясняет координатор программ Ассоциации «Все вместе».
Но даже если семья знает о помощи, которую может получить, она не всегда за ней обращается. Основные барьеры на этом пути, по мнению экспертов, – недоступность этих услуг, отсутствие опыта обращения за помощью в кризисной ситуации, отсутствие прозрачной системы маршрутизации.
Чего не хватает?
Эксперты подчеркивают: в Москве не хватает услуг и сервисов по раннему выявлению семей в критической ситуации.
Направление, которое необходимо развивать, – работа с подростками и выпускниками учреждений для детей-сирот. По словам опрошенных, информации о том, что происходит с молодыми людьми после выпуска из учреждений, практически нет.
Также не хватает программ помощи для приемных родителей, которые берут на воспитание подростков из учреждений. Остается актуальным запрос на психиатрическую помощь матерям с ментальными особенностями.
Роль некоммерческих организаций
Во время исследования экспертов также попросили назвать некоммерческие организации Москвы или их программы, которые занимаются темой сиротства. Самыми упоминаемыми стали «Волонтеры в помощи детям-сиротам», «Арифметика добра» и Национальный фонд защиты детей от жестокого насилия.
«Эксперты много раз назвали некоммерческую организацию «Дети наши» и ее директора Варвару Пензову. Видимо, их опыт и знания производят очень хорошее впечатление», – говорит Анастасия Милакова.
Остальные результаты исследования можно посмотреть по ссылке.