Алтайский край обширен: почти 170 тыс. кв. км, на которых располагается около 1600 поселений. При этом в регионе всего пять небольших приютов для бродячих собак. Мест в них не хватает, а на создание новых нет средств. В июне депутаты Законодательного собрания предложили внести изменения в ФЗ № 498, которые разрешили бы убивать агрессивных животных, не имеющих хозяев.
«Самый крупный приют в крае – это наш, – рассказала АСИ София Куликова, заместитель председателя Барнаульской городской общественной организации для бездомных собак и кошек «Ласка». – Существует он 20 лет, 16 из которых мы занимаемся отловом, стерилизацией и пристройством животных. Думаю, для большинства жителей города результат очевиден – на улицах стало намного меньше бездомных животных, они практически перестали размножаться. Основная проблема – именно в крае.
Поселения очень мало занимаются отловом. Краевая власть передала эти полномочия муниципалитетам, финансирование небольшое: в прошлом году это было около 16 миллионов, нынче – около 20. Но большая часть этих денег не осваивается. В городах приюты есть, найти же подрядчиков, которые за малые деньги организуют их в поселениях, практически невозможно – требования к приютам высокие».
С 8 по 10 декабря БГОО «Ласка» провела в Барнауле первый в крае форум зоозащитников «Ловить или не ловить?!». Привлечь к участию в нем удалось около полусотни зооволонтеров, в том числе из других городов.
«Практически в каждом поселении есть люди, занимающиеся животными по доброй воле, – объяснила София Куликова. – Задача форума была, в первую очередь, собрать вместе этих волонтеров и представителей власти, дать им услышать друг друга, попытаться объединить усилия, объяснить, что и при малых деньгах можно действовать гуманно.
Например, волонтеры из Вологды и Нижнего Новгорода поделились опытом: им удалось всего за пару лет сократить число бродячих собак в два раза, еще столько же времени потребовалось, чтобы количество бездомных животных стало стабильно минимальным. В Вологде теперь отлавливают меньше двух сотен животных в год, в Нижнем Новгороде – меньше четырех. В Барнауле же, несмотря на все наши усилия, только в уходящем году – почти 800, животные ведь мигрируют».
По мнению Софии, работать надо и с собаками, поголовно стерилизуя бездомных, и, главное, с людьми, улучшая профилактику безнадзорности. На форуме подняли и другие важные проблемы. Например, как отлавливать животных, не травмируя их, ведь, по словам Куликовой, прежде, когда собаки были обречены на гибель, таких вопросов не возникало, и профессионалов в этом деле немного.
«Нам очень повезло, что приехал Григорий Соколов из Вологды. Это просто человек-легенда в зоозащите! На мастер-классе он рассказал и показал свои изобретения, – отметила София Куликова. – Планируем вести работу по школам, чтобы готовить волонтеров и специалистов нового типа – не по «очистке» на манер Шарикова, а зоопсихологов».
По итогам форума «Ласка» разработает методические пособия для организации работ по отлову и по профилактике безнадзорности как для волонтеров, так и для представителей власти. Участники встречи уже создали в сетях несколько групп, где обмениваются опытом и обсуждают проблемы. На прошлой неделе вопрос о повышении финансирования программы ОСВВ (система «отлов-стерилизация-вакцинация-возврат») был поднят в краевом Заксобрании, а у «Ласки», по словам Софии, появилась масса друзей, сторонников и новых идей.
Команда организации надеется расширить формат форума и летом собрать на Алтае зоозащитников со всей России, что, по мнению специалистов НКО, будет полезно и власти, и обществу.