На сегодняшний день единого закона об утилизации, обезвреживании и транспортировке медотходов не существует. Регулируют эти процессы только отдельные нормативные акты правительства.
Это приводит к тому, что основная масса медицинских отходов попадает на объекты обращения с отходами производства и потребления, где им не место.
Подразумевается, что новый законопроект создаст целый комплекс мер для появления безопасной и эффективной системы обращения с медицинскими отходами.
По словам зампреда Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Елены Зленко, в ходе разработки законопроекта нужно было найти компромисс между разными ведомствами: теми, кто управляет реформой обращения с отходами, и такими органами соцсферы, как Роспотребнадзор и Минздрав.
«Мы распределили медотходы по степени их воздействия на людей и окружающую среду по тем ключевым операторам, которые уже работают в этой сфере. Но самое важное — мы хотим знать, какие организации занимаются сбором отходов, где они собираются, куда их везут, как их утилизируют или как и где захоранивают», — подчеркнула сенатор.
Так, медотходы класса «А» (эпидемиологически безопасные отходы) законопроектом предлагается передавать региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами, а отходы класса «Г» (токсикологические опасные отходы, близкие по составу к промышленным) — федеральному оператору по обращению с отходами I и II классов опасности.
Кроме этого, было предложено создать специальный реестр операторов по обращению с медотходами на основании заключений, выдаваемых Роспотребнадзором. Заключить договор можно будет только с операторами, включенными в этот реестр.