Из глобальных выводов исследования — в мире растет запрос на социальную справедливость. Усилилась социальная составляющая и в российской ESG-повестке. Как результат, социальная ответственность бизнеса расширяется за счет экономического, эмоционального и психологического измерений.
«Каждый второй представитель бизнеса (52%) отмечает сложности с долгосрочным планированием ESG-проектов из-за сложившейся геополитической ситуации», — пишут исследователи.
Большой блок исследования посвящен НКО и благотворительности. Среди основных последствий 2022 года для сектора — увеличилась нагрузка на фонды: благополучателей, которым нужна помощь, стало больше, а сборов — меньше.
Снижение общего финансирования по итогам года отметили 40% благотворительных организаций. Поступления от частных лиц сократились на 48%, от коммерческих компаний — на 56%. Например, фонд AdVita потерял порядка 20% корпоративных жертвователей, поступления от компаний в фонд «Подари жизнь» упали почти на 50%.
В 2022 году 46% россиян практически ни разу не делали пожертвования ни в каком виде, 35% делали это редко, 7% — только однажды.
Из дополнительных негативных факторов — прекратилась поддержка со стороны большого числа иностранных корпоративных доноров, произошла массовая отмена ежемесячных подписок и отток частных доноров после февраля и сентября 2022 года. Общая сумма сборов в прошлом году в сравнении с 2021 годом выросла примерно на 3% — но это не покрывало даже размер официальной инфляции в 12%, пишут эксперты.
В качестве других негативных итогов 2022 года фандрайзеры указывали сокращение числа благотворительных мероприятий, ужесточение законодательства для НКО, рост количества сборов на карту (один из ключевых инструментов мошенничества и непрозрачной благотворительности) и др.
Из новых трендов третьего сектора — подъем волонтерских движений, рост денежной поддержки социально уязвимых граждан, изменение благотворительного ландшафта под влиянием политики. Медицинские проекты и правозащитные организации потеряли поддержку людей, зато с 2% до 4% выросла доля тех, кто поддерживает СМИ и информационные порталы. Также в плюсе оказались НКО, которые занимаются помощью бездомным животным и экологией.
«Важным актором развития третьего сектора сегодня становится государство: от того, как будут меняться отношение государства к сектору и законодательство по части НКО, существенным образом будет зависеть как сам сектор, так и ключевые направления помощи. С одной стороны, это следствие актуального политического контекста, с другой — растущая роль государства в повестке устойчивого развития. Ряд экспертов встречает эту тенденцию с тревогой: в зоне риска наиболее стигматизированные категории благополучателей и направления», — отметили исследователи.
Получить доступ к полной версии исследования можно здесь.